На первый взгляд, эта инициатива выглядит несколько странной. Помимо того, что эта трагедия не является самой кровавой в современной польской истории (15 тысяч погибших в трёх лагерях, которых изо всех сил пытаются представить элитой нации, вряд ли смогут сойти за геноцид: Волынь и Аушвиц более подходят под это определение), сама идея взбодрить и без того непростые российско-польские отношения художественной акцией, затрагивающей крайне чувствительную тему, представляется нездравой.
Однако, нет худа без добра. Поляки, сняв этот фильм, нарушили негласный мораторий не ворошить прошлое средствами искусства, развязав нам руки для ответных действий.
В вечном споре славян, слава Богу, есть достаточно сюжетов, которые могут оказаться не менее впечатляющими, если получат адекватное воплощение. Со своей стороны, готов предложить снять сиквел вайдовского же «Пана Тадеуша», посвящённый участию Пятого корпуса Великой армии в войне 1812 года.
Действие картины будет разворачиваться в двух плоскостях.
Во-первых, это рассказ о том, как поляки во второй раз дошли до Москвы, а потом вернулись обратно – со всеми натуралистическими подробностями военного похода и отступления: «и русский волк, и русский пёс остатки плоти их разнёс».
Во-вторых, это отражение происходящего в польском сознании – через письма из действующей армии, которые зачитываются вслух в дворянской гостиной. Первые месяцы господа и дворня ликует: русские бегут, проигрывают генеральное сражение, сдают столицу. Еще чуть-чуть, и Польша возродится. Затем случается заминка. Но наполеоновский драп тут же объясняют стратегическими соображениями: мы сберегаем армию от русской зимы. В финале читают последнее письмо от Тадеуша: «Впереди Березина, скоро буду дома». В это время на улице раздаётся шум. «Кто там? Поляки?» «Нет, русские». Немая сцена.