Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Вынужден не согласиться с уважаемым Алексеем Исаевым, который предлагает в качестве критерия великодержавности брать не количество дредноутов в составе того или иного флота, но именно число крейсеров, настаивая на бесполезности линейных сил как таковых.

Ответ на это содержится в утверждении классика военно-морской теории адмирала Мэхена о том, что результат крейсерских операций определяется соотношением линейных сил флотов.

И действительно, в случае начала конфликта, сторона, не обладающая господством на море, а потому стремящаяся подорвать мировую торговлю, действуя на океанских коммуникациях, развязывает крейсерскую войну. На первых порах ей сопутствует успех, и величина потопленного тоннажа впечатляет. Пользуясь безнаказанностью, рейдеры хозяйничают на торговых путях.

Однако, это продолжается относительно недолго. Столкнувшись с угрозой судоходству, сторона, владеющая морем, с некоторым запозданием, естественно, налаживает противокрейсерскую службу, состоящую из менее быстроходных, но лучше вооружённых и защищённых кораблей, которые, пользуясь тем, что их больше, рано или поздно перехватывают всех вышедших на большую дорогу рейдеров – уничтожают в бою, принуждают к самозатоплению, загоняют в нейтральные порты с последующим интернированием.

Таким образом, первый этап заканчивается, и начинается второй, когда сторона, владеющая морем, чтобы исключить повторение недавнего шока и трепета на коммуникациях, устанавливает дальнюю блокаду морских баз противника – блокаду настолько плотную, что для новых рейдеров, которые должны сменить погибшие, уже нет возможности, даже если им удалось проскочить через вражеские патрули, вернуться назад.  

Снятие этой блокады возможно только в случае победы в генеральном морском сражении, исход которого определяется как раз соотношением линейных сил флота. Вот для чего нужны  дредноуты, вот почему считать нужно по неуклюжим большим горшкам – игнорируя изящные крейсера, бесполезные в большой драке, когда эскадры полируют друг друга двенадцатым и выше калибрами.

Дальнейшее развитие событий зависит от исхода этого генерального сражение: либо сторона, владеющая морем, сохраняет свой статус, и крейсера противника остаются в своих гаванях; либо происходит смена лидера, и крейсера, потеряв своё первоначальное назначение, отправляются брать под свой контроль Мировой океан, превращаясь в защитников торговли.

Так или иначе, но самостоятельным значением крейсерские силы не обладают: не способные захватить господство на море, они носят вспомогательный характер.

Эти теоретические рассуждения, которые могут показаться весьма отвлечёнными, стоит проиллюстрировать историей Первой Мировой войны.

Не секрет, что немцы всерьёз готовились к крейсерским операциям, создав в Мировом океане систему этапов, т.е. разбросанных по разным уголкам угольных станций, радиопередатчиков, флотилий транспортов, способных поддерживать рейдерские вылазки.

Однако, итоги этих усилий оказались весьма скромными.

Так, эскадра Шпее (2 БРКР, 3 КРЛ), долгое время избегавшая боестолкновений, после успешной премьеры при Коронеле, была уничтожена спустя пять недель, когда пыталась прорваться в Германию. Можно, конечно, спорить, был ли её конец столь трагичным, если бы её командующий не решился атаковать Фолкленды, однако, шансы на то, чтобы продолжать беспрепятственное рейдерство, когда Британское адмиралтейство направило на её поиски 57 вымпелов (2 ЛК, 4 ЛКР, 12 БРКР, 39 КРЛ), у соединения Шпее просто отсутствовали: надо было рвать в Вильгельмсхафен.

Столь же неутешительно выглядит и прочая статистика.

Из трёх немецких лёгких крейсеров, действовавших отдельно, потеряны были все трое. Они уничтожили 3 военных корабля и 34 транспорта. Из 11 вспомогательных крейсеров – потеряны девять, уничтожили 2 военных корабля и 100 транспортов.

Общая величина потопленного надводными рейдерами тоннажа составляет 514 тысяч тонн. Для сравнения: в феврале 1917 года, после того, как было объявлено о начале неограниченной подводной войны,  46 немецких у-ботов добились уничтожения 454 тысяч тонн; в мае 61 лодка отправила на дно 531 тысячу тонн.   

Tags: Флот
Subscribe

  • (no subject)

    «Легионы». 42-й Московский кинофестиваль в программе «Русский след» показал в своём роде исключительный фильм Дариуша Гаевского, посвящённый, как…

  • (no subject)

    Сколько волка ни корми… Проблемой русского человека является его природный гуманизм и наивное стремление примириться с вековечным врагом – исходя из…

  • (no subject)

    Если сейчас – много задним числом – отыскивать ту дату, после которой история Польши двинулась непоправимым и трагичным образом, то, среди прочих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments