Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:

Наконец-то посмотрел классический фильм Стенли Кубрика «Спартак».

Если поначалу он производит неплохое впечатление (Кирк Дуглас умеет играть пассионарных личностей), то к середине возникает утомление медленным малособытийным течением, финал же вызывает раздражение авторским стремлением оставить моральную победу за главным героем.

Я специально не касаюсь исторической достоверности кинофильма (от классической версии восстания Спартака создатели картины отошли весьма далеко, пожертвовав эффектными эпизодами, как, например, побег окружённых на Везувии гладиаторов с помощью верёвок или прорыв через укрепления Красса, перегородившие Калабрию у Мессинского пролива), понимая, что творец имеет право на некоторый вымысел.

Однако, последняя часть кинофильма, посвящённая попыткам Красса избавиться от преследующего его образа непокорённого Спартака, используя для этого разнообразные бессовестные ухищрения, - вызывает серьёзное сомнение в силу её психологической недостоверности.

Марк Лициний Красс – это римлянин, патриций, представитель древнего знатного рода, и чтобы он испытывал фрустрации по поводу варвара, раба, гладиатора?  Лично мне поверить в это трудно…

Для Красса Спартак находится в другом измерении: он не человек, но опасный зверь, точнее, вожак волчьей стаи, с которым надо не разговоры разговаривать, пытаясь понять его, разгадать его военную тайну, позволявшую два года держать в беспокойстве великий Рим, но как можно быстрее уничтожить, чтобы в Италии вновь воцарился мир.

И, если бы Спартак сумел уцелеть в своей последней битве, то, попадись он в руки Красса, римский полководец, вместо того чтобы ходить кругами, как это было показано в фильме, приказал бы его тут же казнить, - для скорейшей ликвидации мятежа.

Впрочем, мои нападки чересчур ригористичны. Создателей картины тоже можно и нужно понять. У них есть двое мужчин и одна женщина, т.е. классический треугольник, а, значит, должно быть соперничество за эту женщину. Поскольку во время восстания и Спартак, и Красс были довольно заняты, чтобы делить меж собой любовь прекрасной Варинии, пришлось перенести этот поединок в заключительную часть, затянув и без того длинную картину.

А ведь какой мог бы быть финал – над усеянным погибшими полем звучит закадровый голос: «Восстание Спартака потерпело поражение. Кто не был убит, того продали в рабство.

Но дело Спартака не пропало, и от зажжённого им факела Свободы через 1900 лет на другом конце Света загорелся очистительный огонь, исполнивший мечту Спартака и всех, кто с ним сражался, - навсегда уничтоживший рабство!»

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Последние по времени инициативы американской администрации, когда буквально подряд новый хозяин Белого дома и к сердцу прижмёт, предлагая…

  • (no subject)

    «Сакко и Ванцетти». Итальянский фильм 1971 года, снятый кинематографистами левых убеждений и призванный почтить память погибших от произвола…

  • (no subject)

    «Пилот реактивного самолёта». Вышедший в 1957 году фильм, который спродюсировал Говард Хьюз, любопытен как пример того, что кинокартина – это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments