Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

По опыту предшествующих общественных трансформаций, мы знаем, что Реставрация – процесс неизбежный, потому обнаружившееся сегодня благорасположение к советской эпохе изумлять не должно: отлив сменяет прилив и наоборот.

Разумеется, в 1991 году, когда отвращение ко всему советскому было мейн-стримом, представить обратное казалось неудачной шуткой, и ощущение «Совок? Никогда больше!» было непоколебимым. Что ж, революционная самоуверенность, когда кажется, что новый класс и его союзники победили навсегда, – это тоже не новость.

Однако, зафиксированная историческая обречённость не снимает вопрос об ответственности акторов эпохи – в том числе, об ответственности мастеров культуры. Речь идёт, конечно же, не об уголовном наказании конкретных лиц, избави Бог, но о попытке установить: было ли возможно сделать возвращение Совка (примем этот не совсем удачный, по причине его однозначной негативной нагруженности, термин как рабочий, означающий реанимацию элементов советской культуры) не таким стремительным и оглушающим?

Рискну предположить, что такие предпосылки имелись, если бы в 90-е годы (стоит подчеркнуть, что окно возможностей было открытым крайне непродолжительный период, и август 1999 года – это уже финальный гонг) получилось создать ориентированную на большинство населения, с акцептацией части либеральных ценностей, опирающуюся на надэтничную идентичность версию российской культуры, которая получила бы закрепление в разнообразных артефактах, имеющих безусловную художественную ценность.   

Т.е. если бы наши творцы, оказавшиеся на переломе эпох, не затягивали бы с негативистской рефлексией, но торопились создать позитивный образ подступающего будущего (поскольку воспевать тогдашнюю реальность как мгновение, которое следует остановить в силу его невыносимой прекрасности, мог только совершенный циник), - то отказ от наследства 90-х вышел бы не столь бесповоротным.

90-е не оставили частично извиняющих их шедевров, когда, в ответ на упрёк, что всё их содержание укладывается в два слова: «Большой Хапок», можно было бы привести наших новых Эйзенштейна, Таирова, Пастернака.

Это были бесплодные годы. Годы беспамятства и позора.

Tags: История
Subscribe

  • (no subject)

    Наши украинские друзья трактуют итоги выборов в Армении как очередное триумфальное поражение России. Понятно, что им нельзя и дня прожить без…

  • (no subject)

    Идущая полемика по поводу судьбы Никола Пашиняна, которому то ли оставаться у власти, то ли отправляться в тюремную камеру, понятна, но не слишком…

  • (no subject)

    Чтобы верно оценить, являются ли подписанные в ночь на 10 ноября соглашения об урегулировании конфликта в Арцахе поражением России или нет, следует…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment