«Три сестры» - это пьеса не просто о женщинах, что следует из названия, но о сильных и безжалостных женщинах.
И если с входящей в семью Прозоровых Наташей всё ясно: она выигрывает непростую борьбу, становясь хозяйкой в доме, где у неё поначалу нет никаких прав, то образ Ирины требует некоторой расшифровки.
Если бы решился поставить «Трёх сестёр», то стержнем сюжета сделал бы следующую коллизию: Маша и Ирина соперничают из-за Вершинина, который, во-первых, отчаянно несчастен, а, во-вторых, внешне напоминает их покойного отца генерала Прозорова.
Положение Ирины осложняется тем, что, в отличие от сестры, она ещё незамужняя девушка, а значит, подчиняясь условностям среды, вынуждена искать себе жениха.
Единственная достойная, на взгляд не самой Ирины, но окружающих, кандидатура – это Тузенбах, пусть и не слишком яркий, но всё же дворянин.
Ирина понимает, что брака ей не избежать, если только не провоцировать скандальный разрыв, о котором будет судачить весь город, поэтому она подогревает соперничество между Солёным, который в неё влюблён, и будущим женихом, доводя неудачливого претендента до открытой ссоры.
Ирина уверена, что, когда дуэль состоится, Солёный будет стрелять наповал. Так оно и получается.
В финале, когда ей вроде бы полагается убиваться по погибшему жениху, Ирина совершенно спокойна: всё получилось так, как она планировала.
Тузенбах мёртв. Она свободна. Бригада уходит. Она может спокойно следовать за Вершининым – в Царство Польское или в Читу, поскольку Маша остаётся с мужем.
«Музыка играет так весело, так радостно, кажется, ещё немного, и мы узнаем, зачем мы живём, зачем страдаем… Если бы знать, если бы знать!»
Ирина знает.