Возвращаясь к книге Леонида Трауберга «Фильм начинается».
Вышедшая более 30 лет назад, она весьма нуждается в переиздании, которые было бы не просто стереотипным воспроизведением, но содержало бы мощный справочный аппарат двоякого характера.
Во-первых, пояснения ко всем встречающимся фамилиям, названиям литературных произведений и кинокартин, поскольку за прошедшие годы публика порядком подзабыла всё то, что волновало автора, начиная с 20-х.
Во-вторых, и эта часть представляется мне гораздо более важной, поскольку с энциклопедиями можно, при желании, управиться самостоятельно, - восстановление контекста книги, ибо, по встречающимся смысловым лакунам, очевидно, что Трауберг прибегал к языку намёков и полунамёков, расставляя невидимые ЕВПОЧЯ, понятные погружённым в среду современникам, но совершенно недоступные сегодняшнему читателю.
И если без опознания большевистских активистов и парижских коммунаров ещё можно обойтись, то неясность относительно предмета ведущейся автором негромкой полемики серьёзно снижает впечатление от книги в целом.
Кто бы только взялся за этот громадный и почти никому не нужный труд?..