США уверенно движутся под горку, и это движение никому уже не остановить. Можно, разумеется, попытаться его ускорить, но гораздо разумнее отпущенное время потратить иначе – начать готовиться к поствашингтонскому миру, который будет жёстче и непредсказуемей, чем умирающая на наших глазах однополярность.
Единственная любезность, которую США способны оказать человечеству, это – продержаться ещё лет пять, аккуратно слагая имперские инсигнии, вместо того, чтобы, рухнув разом, пересидеть начавшуюся после этого бучу в Западном полушарии, прославляя мудрость Джорджа Вашингтона и проклиная амбиции Теодора Рузвельта.
Потому уже сегодня следует нащупывать контуры будущего миропорядка, составляя кадастр новых противников и союзников.
Из того, что лежит на поверхности, первым видится потенциальный стратегический альянс Европы и России, для которых необходимо сохранить пояс безопасности от Лиссабона до Владивостока.
После ухода американской армии ценность и значение российских вооружённых сил резко возрастают: Европа опять вспомнит про русский паровой каток.
И вот тут крайне важно, не поддавшись прекраснодушному порыву, чётко обозначить минимальную геополитическую цену: признание сюзеренитета России над расположенными по периметру её границ территориями (Финляндия, Прибалтика, Украина, Кавказ).