Нынешняя слабая международная поддержка России, когда союзников у нас не так много, да и голос их не слишком слышен, удивлять не должна, поскольку это – прямое следствие поражения в Третьей Мировой и наступившего периода несамостоятельности во внешней политике.
Отношения между державами, носящие характер союзнических, т.е. подразумевающих определённые обязательства в непростых обстоятельствах, зиждятся на конкретном прагматическом интересе.
Государство А готово тесно сотрудничать с государством Б – вплоть до наступления casus foederis – рассчитывая на осязаемые дивиденды, получаемые непосредственно либо в обозримом будущем.
И если государство Б не имеет возможности покупать лояльность государства А (посредством ссуд или прямых вещественных поставок), то, по крайней мере, государство Б должно своим авторитетом прикрывать государство А, предоставляя тому свободу в его, порой, не совсем, быть может, благовидных делах.
В этом и заключается смысл оказываемого великой державой покровительства: я – твоей протектор, ты мой – протектант. Иное дело, когда великая держава утрачивает свой статус – в силу ли объективного хода событий или, возможно, по причине отсутствия соответствующего куража.
Именно это случилось с Россией, когда на рубеже 90-х она, во-первых, отказалась от своих прежних обязательств по отношению ко множеству до того патронируемых режимов, во-вторых, принялась строить свою внешнюю политику как младший партнёр Соединённых Штатов.
Россия перестала быть альтернативным центром влияния в мире, и тут же она перестала быть интересной в качестве серьёзного партнёра, с которым можно реализовывать рискованные проекты. И действительно, зачем закладываться на Россию, если все важные вопросы решаются только и исключительно в Вашингтоне? Разумнее сразу налаживать отношения с США, минуя промежуточную инстанцию. Что мы, собственно, и наблюдали.
Потому рост числа союзников у России напрямую зависит от степени её оппозиционности существующему миропорядку. Другое дело: стоит ли гнаться за числом, раздавая обязательства всем подряд, чтобы было…
Опыт Советского Союза подсказывает, что к этому следует подходить чрезвычайно аккуратно, по-бухгалтерски подсчитывая все плюсы и минусы потенциального альянса.