Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Фильм Сергея Говорухина "Никто, кроме нас..."

Режиссёр - человек непростой судьбы и сурового нрава, если судить по его интервью.
Естественно, это не могло не сказаться на картине - истории о ненаходящем себе место в мирной жизни парне, который уезжает на войну, когда, казалось, всё вот-вот начало налаживаться.
Фильм идеально ложиться в излюбленную М. Бударагиным концепцию женского господства над повседневностью: сильная, несокрушимая главная героиня Наташа (её играет Мария Миронова) и слабый, хоть и взрывной главный герой в исполнении Сергея Шнырёва. Его Левашов отправляется снимать войну не потому, что его гонит долг перед теми, кто на таджико-афганской границе сдерживает напор духов, но - страх, страх перед тем, что молодость кончилась, и надо устраивать нормальную жизнь здесь и сейчас, пускать корни.  
В основу картина положена повесть самого Говорухина, который также выступает и как один из авторов сценария. Подобное утроение (прозаик-сценарист-режиссёр), к сожалению, не совсем идёт на пользу фильму. Невозможность отстранённого взгляда оборачивается излишней литературностью диалогов (если мужские беседы Говорухину удались, то высокий штиль разговоров главных героев отдаёт вычурностью) и ходульностью трактовок. Левашов чересчур пафосен, прямолинеен, выспрен; понятно, что ельциновская Москва (дело происходит в 1994 году) ему антипатична, но стоит ли это подчёркивать ежеминутно?
Главная удача ленты - Мария Миронова, которая для меня открылась как большая драматическая актриса, которую, если не придётся размениваться, ждут великие роли. Сергею Шнырёву, зажатому режиссёрским тисками, сложнее: ему остаётся или кривить левый угол рта (в боевой обстановке), или хмурить брови (в тылу). 
Занятная деталь, которая мне не совсем понятна. В сцене, происходящей в кабинете продюсера кинокомпании, заказывающей Левашову фильм о Таджикистане, на столе стоит маленький российский флаг, вещь, безусловно, обычная, но цвета триколора перевёрнуты так, что вверху идёт - красный, а внизу - белый. Что это - ошибка реквизиторов? Или режиссёрский намёк - на его истинное отношение к Россиянии? 
Не совсем, на мой взгляд, получился финал. Группа спецназа, к которой прикомандирован и Левашов, отправляется по вражеским тылам, но оказывается обнаруженной. Завязывается бой. Силы тают. Левашов ранен. Он не может передвигаться и обречён на гибель. Но в последний момент появляются наши вертушки, и возникает надежда, что его спасут. Такой ход гуманен, но не совсем честен: вся тональность картины подводила к тому, что хэппи-энда не будет, что это - правдивое кино, без сиропа, что в жестоком мире единственная опора - это личное мужество. Увы.
Впрочем, я чересчур придирчив к Сергею Говорухину. Все обидные слова в его адрес не могу перечеркнуть главного достоинства режиссёра: он предельно откровенен в выражении своих убеждений, он не прячется за иронию, не уходит в стёб. Он серьёзен - и от этого уже не отмахнёшься.
Оценка: А-3.  

 
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Очередная круглая годовщина Декабристского путча сопровождалась, как и положено в таких случаях, дискуссиями о том, что было бы, коли мятежникам…

  • (no subject)

    О советской цензуре. Читаю вышедшую во второй половине 70-х годов прошлого века в респектабельнейшем издательстве «Наука» книжку, чей тираж, менее…

  • (no subject)

    Послесловие к «Французу». Поскольку без недостатков и недоработок обойтись невозможно, то вот мои претензии к картине Смирнова, которые, конечно, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments