Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Критики строительства Беломоро-Балтийского канала, наряду с указаниями на сопровождавшие его возведение большие издержки и порицанием практики использования принудительного труда, подчёркивают саму бессмысленность проекта, перебрасывая мостик к абсурдности всей советской системы вообще.

Критиков понять можно: в то время они не жили, история Россия ими усвоена плохо, за безопасность страны они не отвечают, а потому могут позволить себе стремительность в суждениях.

Иосиф же Виссарионович, к большому своему сожалению, всего этого был лишён. Потому, вместо того, чтобы заниматься более приятными и необременительными делами, он был вынужден решать крайне сложную задачу: как, в случае начала крупной войны, сохранить северные районы Советского Союза – при отсутствии флота и всей необходимой ему инфраструктуры.

О том, что угроза отторжения обширных территорий существовала, более того, была до холодного пота реальной свидетельствовал не только вояж англо-французской эскадры в Соловецкому монастырю в годы Крымской войны, но и высадка британцев в 1918 в Мурманске и Архангельске.

Защита малолюдного побережья без поддержки флота – дело гиблое: мы проигрываем на раз не только возрождённой Антанте, но и не так давно получившей независимость королевской Норвегии, которым достаточно одного преимущества в манёвре.

Необходимость создания военно-морской группировки на Севере была, таким образом, очевидной. Трудность же заключалась в том, что, помимо отсутствия необходимых судоремонтных (о судостроительных речь тогда, разумеется, ещё не шла) мощностей, которые предстояло построить, коммуникационные линии будущего флота проходили в потенциально враждебных водах. В случае любого международного кризиса транзит между Балтийским и Баренцевым морями оказывался невозможным: Датские проливы закрывались для прохода наших кораблей, тем самым изолируя театры.

Потому вставала задача обеспечить надёжность этих коммуникационных линий, проведя их таким образом, чтобы свести к минимум возможность их утраты, что получалось сделать, если соединить каналом, с использованием озёрной системы Карелии, Белое и Балтийское моря.

На это понадобились всего один год и восемь месяцев. В середине 1933 Беломоро-Балтийский канал вступил в строй. В том же году началась история Северной флотилии, ставшей ядром будущего Северного флота. Война в Заполярье уже не могла застать нас врасплох.
Tags: Военное дело
Subscribe

  • (no subject)

    По счастью, Олег ещё плохо ориентируется во времени и потому вопросов вроде «Папа, а почему ты не появлялся два месяца?» пока не задаёт,…

  • (no subject)

    Дефиниция ластов от Олега: «Это башмачки с таким широким».

  • (no subject)

    Олег заинтересовался возрастными изменениями, в связи с чем он регулярно спрашивает: «Папа, а ты не будешь стареть?» Приходится, чтобы не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments