Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

В фильме Гребнёва-Худякова «Успех» есть один примечательный момент.

Главный герой, режиссёр Фетисов, у которого круто не ладится судьба, приезжает из Москвы ставить в провинциальном театре «Чайку». Поначалу дело идёт туго: у него возникают перманентные нелады – то с одним актёром, то с другим. Он, однако, выпутывается из наползающих косяков, противопоставляя обстоятельствам свою волю и убеждённость.
Но одна из этих стычек разрешается действительно трагически. При развёрстке ролей Тригорин достаётся местному на все руки мастеру Павлику Платонову, который хотя и не имеет подлинного таланта, но, в целом, может исполнить заданное пристойно, без огонька, но на уровне.
К сожалению, это не устраивает Фетисова, который, коли его собственная карьера и почти жизнь, зависят от этой премьеры, не терпит середнячков, отбывающих должность. Именно поэтому он отнимает у Платонова роль Тригорина, обещая взамен задействовать его в будущей постановке «Сирано де Бержерака» – утешительная пилюля, смысл которой не способен обмануть даже простоватого Павлика.
Павлик обещает взять бюллетень, чтобы не раздувать скандал, но, вместо дипломатической болезни, его сваливает всамделишная: у него сердечный приступ. Режиссёр, получив известие об этом, значение услышанному не придаёт, в больнице заболевшего коллегу не навещает и продолжает репетиции, пригласив играть Тригорина другого, который и дарованием, и фактурой – истинный Борис Алексеевич.
В подготовке спектакля наступает некоторая пауза; Фетисов едет в столицу навестить родных, а когда возвращается, узнаёт, что Павлик Платонов скончался. Естественно, он потрясён: как ни крути, но именно его решение сыграло роковую роль, именно он – косвенный виновник гибели, пусть и об уголовной ответственности речи не идёт.
Казалось бы, спектакль приговорён: люди, прослужившие с Павликом не один год, любившие и ценившие его, должны взбунтоваться и потребовать изгнать режиссёра-убийцу. Пусть перед судом он безвинен, но продолжать работать с этим человекам им, коллегам и друзьям, невозможно.
Однако ничего подобного не происходит. Труппа не бунтует, более того, почувствовав приближение успеха, долгожданную театральную удачу, столь не частую на провинциальной сцене, актёры трудятся с самоотвержением.
Естественно, премьера проходит на ура и становится событием. Перед взявшим свой Тулон Фетисовым теперь стоит выбор: либо оставаться в этом областном городе, получив в полное своё распоряжение театр, либо возвращаться в Москву – окрылённым постановщиком, о котором вновь заговорили.
Фетисов выбирает второе. Он складывает свои немудрёные пожитки и отправляется на вокзал. Подходит его поезд, а в это время за его спиной выстраивается целая делегация: актёры пришли оказать моральное давление, чтобы заставить Фетисова не уезжать.
Какой жестокий и категоричный финал: удачливому вождю, вождю, в которого поверили, можно действительно многое, в том числе – распоряжаться чужими жизнями. Виктория искупает все прегрешения.
 
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    Задаваясь вопросом об упорстве, ожесточённости и результативности украинского сопротивления, не следует упускать из виду ещё один существенный…

  • (no subject)

    На смерть Леонида Кравчука. Генерал армии Филипп Бобков о кадровой политике Советской власти: «Во времена Хрущёва начались перегибы в национальном…

  • (no subject)

    Странные новости из Стамбула о прогрессе в мирных переговорах между Россией и Украиной, подкреплённые не менее странными новостями с Фрунзенской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments