Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:

«Зависть богов».
Прежде фильм попадался мне в отрывках, потому впечатление было довольно снисходительным: ещё одна история про ужасы Советской власти, которых столько уже сняли и ещё столько же снимут.
Но как-то удалось пересилить своё предубеждение, заставив посмотреть «Зависть богов» от начала до конца. И я ничуть не пожалел об этом, с изумлением обнаружив в ленте прощальное очарование ермашовской киношколы, когда режиссёры ещё могли не исходить на самовыражение, но помнили о своём зрителе, который ждал честного рассказа – без увёрток, скрывающих непрофессионализм.
Непритязательная любовная история (жена уходит от мужа к иностранному красавцу с русскими корнями) великолепно разыграна трио Алентова-Феклистов-Лобоцкий. И хотя Лобоцкий, у которого внешнее данные превалируют над актёрскими, несколько уступает своим партнёрам, он всё равно смотрится в их компании достойно.
Алентова замечательно показывает превращение заурядной немолодой женщины, у которой всё уже в прошлом, в сильного человека, который, ради охватившей его страсти, готов преодолевать любое препятствие, не смущаясь и не конфузясь, наплевав на сплетни и заглазные пересуды.
Под стать ей и Александр Феклистов, которому досталась непростая роль обманутого мужа.
Самое элементарное в данной ситуации – удариться в клоунаду, показав его назадачливым рогоносцем, по всем статьям проигрывающим блистательному французу. Но Феклистов избегает этого соблазна, играя драматическую фигуру. Да, его военно-патриотический писатель, поставляющий «Воениздату» повести о партизанах, комичен, но и у него есть своя боль: жена, которую он любит много лет, была всегда ему чужой, она лишь терпела его, смирившись с его невыдающностью.
Владимиру Меньшову, и это несомненное достоинство картины, получилось найти верную интонацию для рассказа о советском прошлом, в которой, с одной стороны, нет сентиментальной слащавости о той стране, которую мы потеряли, где вдоль кисельных берегов текли молочные реки, поскольку реалии начала 80-х переданы достаточно точно, без ретуширующих доводок; с другой стороны, в режиссёрском отношении к ушедшему государству нет оголтелой ненависти, когда испепеляемый авторскими комплексами объект лишается права на сочувствие и сопереживание.
Единственным художественным упущением является, на мой взгляд, попытка совместить две разнородные манеры, когда во вполне традиционное реалистическое повествование включаются символического характера сцены. И хотя Вера Алентова отлично танцует, эти эпизоды, выбивающиеся из общей канвы, можно, безо всякого ущерба для фильма, опустить, тем что, первоначальное название ленты, «Последнее танго в Москве», не сохранилось. Драма есть драма, и не стоит её разбавлять пластикой.
А вот приглашение Жерара Депардье следует признать, в целом, терпимым. Разумеется, guest stars, без которых трудно обойтись проекту, претендующему на массовый успех, есть инструмент не только затратный, о чём пусть болит голова у продюсеров, но хрупкий и капризный, когда выписанная знаменитость полагает, что одного её имени в титрах достаточно для назначения изрядного гонорара. Однако Депардье, по счастью, был иного мнения о своих задачах, и хотя, на фоне наших актёров, он выглядел бледно, немилосердно переигрывая в попытках изобразить галльскую искромётность и широту натуры, ансамбля не портил.
Впрочем, «Зависть богов» не ограничивается одной лишь мелодрамой. Режиссёр нагружает фильм дополнительными политическими смыслами, превращая его в, пусть и не прямолинейно поданную, полемику с представителями либерального лагеря, чьи единомышленники показаны жёстко, заострённо, безо всяких скидок. Это, разумеется, не прошло даром: обидевшаяся за собратьев продвинутая публика фильм разнесла по кочкам. Меньшов мог быть довольным: те, кому он адресовался, его посыл заметили и по-своему оценили. Выстрел не пришёлся в молоко.
Оценка: В-3.

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    При всей циничности данного замечания, нельзя не согласиться с тем, что, выдавливая Константина Крылова из публичного пространства, обрезая ему…

  • (no subject)

    Довелось тут побывать на мероприятии в Сахаровском центре, посвящённом тридцатилетию Первого съезда народных депутатов СССР. Встреча вышла…

  • (no subject)

    Кто является главным выгодоприобретателем от убийства Аркадия Бабченко? Очевидно, что это не Кремль и не Путин. После того, как история с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment