Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

К развернувшейся дискуссии об исторической достоверности в кино.
Следует понимать, что мы имеем дело не с научной монографией, целью которой есть презентация текущего уровня знаний на избранную тему, но с художественным произведением особого рода – в предельно лимитированных временных рамках.
Именно поэтому творец, желающий высказаться не на материале окружающей его эпохи, но непременно уйдя вглубь времён, для достижения наибольшей, с его точки зрения, выразительности и точности, волен производить соответствующие редакторские правки, извлекая лишь то, что он сочтёт необходимым, и опуская все особенности, которые ему могут показаться несущественными.
Кино по историческому профилю – это не исследование прошедших событий с помощью специфической знаковой системы, но их препарирование, фильтрация и экстракт, призванные явить конечному пользователю авторскую идею в её предельной адекватности.
Иначе говоря, приёмы, аналогичные тем, какими пользовался, например, Шиллер, омолаживая Марию Стюарт в намерении усилить её контраст с Елизаветой Первой, вполне допустимы: у художника есть право на свободу трактовок.
Однако это утверждение, на первый взгляд, совершенно развязывающее руки, не является дозволением снимать что угодно и как угодно, заранее исключив из состава киногруппы таких специалистов, как консультанты.
Во-первых, вносимые новации должны быть сущностно обоснованы, когда всякое отступление от общепризнанной исторической канвы сопровождается внятным разъяснением того, зачем это совершается, безо всяких ссылок на то, что таково моё видение.
Во-вторых, предоставляя себе простор в главном и значимом, следует быть крайне аккуратным в мелочах. Лажание в деталях, нелепицах в аксессуарах, анахронизмы в подробностях, не несущие никакой смысловой нагрузки, но лишь изобличающие слабое знакомство с предметом, когда тщательность подготовки приносится в жертву привходящим обстоятельствам, - не допустимы и не имеют оправдания.

Tags: Теория
Subscribe

  • (no subject)

    Об опасности следования моде. Фильм Владимира Венгерова «Рабочий посёлок» любопытен сейчас тем обстоятельством, что вторым режиссёром на нём работал…

  • (no subject)

    О короткой дистанции. В документальном фильме Александра Сокурова «Советская элегия» есть фрагмент, посвящённый Борису Ельцину. Съёмки проходили в…

  • (no subject)

    Немного интертекстуальности. Отождествление персонажа с актёром – это, разумеется, моветон, но, забавы ради, можно попробовать, тем более что речь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments