Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:

«Государыня и разбойник».
Не побоюсь этого слова, уникальный фильм, сделанный в жанре исторической альтернативы. Основа сюжета: возможная встреча Екатерины Второй и Емельяна Пугачёва, во время которой они говорят о судьбе России. Очень мощная и глубокая задумка – не без достоевщинки, что лишь придаёт эмоциональности происходящему.
Теперь о недостатках, которые делятся на собственно киношные и наружные.
Полностью провалена рекламная кампания. Выпущенный трейлер весьма неудачен, поскольку совершенно искажает восприятие: вместо драмы идей и характеров, на нас валится нажористый трэш в декорациях «галантного века». Как следствие, отвратительные валовые показатели. В кинотеатре, где крутили ленту, я был её первым и единственным зрителем – с того момента, как начался прокат: все предыдущие сеансы просто отменялись.
А ведь всё могло сложиться иначе, окажись киношники более внимательны к тому, что происходит в сегодняшней российской политике. Стоило только запустить слух, что «Государыня и разбойник» - это размышление о судьбе модернизации в России (что, в общем, соответствует действительности), и заряженная на поиск сигналов публика потянулась бы на просмотр. Не всё же ей, в конце концов, по «Транзитам» да ИНСОР’ам сидеть.
С наружными изъянами разобрались, далее – о самой картине.
Во-первых, и это сразу бросается в глаза, следовало полностью отказаться от компьютерной графики. То, что было представлено, выглядело неумелым, вторичным, дешёвым, неприятно контрастировавшим с очень пристойно снятыми сценами в естественных декорациях. Аудитория фильма – люди за тридцать, которые могут прекрасно обойтись без новомодных бирюлек: они пришли в к/т не за этим.
Во-вторых, досадные фактологические ошибки, которых можно было элементарно избежать, не особенно углубляясь в изучение эпохи, но двигаясь по верхам. Это и Пётр Третий, принимающий смерть напротив Петропавловской крепости, и одетые в мундиры Петровской эпохи солдаты, и генерал-фельдмаршал с бежевой орденской лентой через правое плечо…
В-третьих, некоторая диалогическая недоработанность сценария. Реплики переполнены повторами, порой чересчур велеречивы; их было бы неплохо отжать на предмет утишения пафоса. Екатерина Алексеевна столь часто программно произносит, что она собирается дать свободу этой стране, что рефлекторно ожидаешь: вот-вот раздастся чеканное: «Нам нужна Другая Россия!»
В-четвёртых, странная новация с титрами. Когда Екатерина погружается в видение, изображающее её столкновение со знаменитой Салтычихой, на экране появляется надпись «Сон». Безусловно, приятно, что авторы заботятся о восприятии своего произведения, но считать зрителей за впервые попавших в кинозал детей не стоит.
Но хватит нападок. Напоследок о том, почему фильм следует посмотреть даже тем, кто далёк от историософской проблематики. Это необходимо сделать из-за исполняющей роль Екатерины Алёны Ивченко, которую прежде мариновали в сериалах да на дубляже. Яркая, сильная, блистательная – счастливый выбор режиссёра, оправдывающий все шероховатости. Надеюсь, для Ивченко этот фильм станет избавлением от оскорбительного полупрозябания.
Оценка: А-4.

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Об опасности следования моде. Фильм Владимира Венгерова «Рабочий посёлок» любопытен сейчас тем обстоятельством, что вторым режиссёром на нём работал…

  • (no subject)

    О короткой дистанции. В документальном фильме Александра Сокурова «Советская элегия» есть фрагмент, посвящённый Борису Ельцину. Съёмки проходили в…

  • (no subject)

    Немного интертекстуальности. Отождествление персонажа с актёром – это, разумеется, моветон, но, забавы ради, можно попробовать, тем более что речь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments