Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Убийца».
Не так давно у автора этой пьесы Александра Молчанова вышла книга «Букварь сценариста», чьё содержание понятно из подзаголовка: «Как написать интересное кино и телесериал».
Советы начинающим – это, безусловно, прекрасно, однако ничто не может заменить практики, когда Гуру драматургического цеха своим примером, более чем наглядно объясняет, как надо сочинять, в частности, пьесы.
Именно за этим я и отправился в Театр.DOC на премьеру, именно этого я ждал от спектакля. Скромная обстановка – чёрные стены полуподвала, духота, теснота, отсутствие пожарного выхода – меня не смущала: я пришёл ради Шедевра. В том, что будет непременно Шедевр, я не сомневался ни минуты: Гуру не может оступиться…
Оказалось, ещё как может. Если суммировать впечатления от увиденного, то придётся с огорчением признать: у Александра Молчанова буквари получаются гораздо лучше пьес. И это крайне досадно: в среде унылых угаровцев он выглядел беззаконной кометой, оправдывающей своим существованием этот обречённый на скорое вырождение кружок.
Если говорить о главном недостатке «Убийцы», то он заключается в том, что это никакая не пьеса, т.е. произведение изначально создаваемое под театральные лекала, но рассказ или, точнее, киноповесть, подогнанная под требования инсценировки. Несмотря на заявленную интригу (денежный долг, с которым можно расплатиться, совершив смертоубийство), действие, по большей части, развивается вяло. Короткие, насыщенные содержанием и темпом, эпизоды сменяются долгими монологами, уклоняющими и затормаживающими.
Это действительно странно, что Александр Молчанов, который, как показывают мастерски скроенные сценки, где замечательно найдена пропорция между сталкивающимися характерами, яркими диалогами и сюжетными потребностями, отказывается от им самим найденной манеры, чтобы вернуться в провальную колею многоглаголания и скуки.
Особенно неудачны метафизические исповедания главного героя по прозвищу «Дюша», в которых он выясняет отношения с Господом Богом. Богоборчество в нынешних условиях вообще густо отдаёт пошлостью, однако автор, к сожалению, даже тут не смог удержаться, хлёстко, пусть и вложив это в чужие уста, сравнив Творца с гопником, расписался в собственном дурном вкусе.
Также Александру Молчанову изменяет вкус и драматургическое чутьё, когда дело касается сюжетных поворотов. В этом отношении особенно показателен такой эпизод. Уже помянутый Дюша отправляется в другой город выбивать карточный долг. Человек, проигравший крупную сумму, может отказаться, в таком случае Дюша должен его порешить. С некоторыми приключениями, он всё же встречается с должником. В его кармане нож, он настроился на убийство. Зрительское напряжение достигает пика. Вот-вот станем свидетелями преступления, которое переломает жизнь парню, уже успевшему нам полюбиться. Дюша, весь на нерве, приближается к должнику. И… И тот протягивает ему деньги.
Чтобы нагляднее ощутить фальшь такой развязки, представьте, что, после того, как состоялась премьера «Мышеловки», Клавдий, устыдившийся и потрясённый, выходит к народу и сообщает, что он передаёт корону возлюбленному Гамлету, а сам, по причине невыносимости грехов, убивается об стену.
Но Молчанов, к счастью, не Шекспир, потому избранная линия разрубания сценических противоречий в пользу главного героя продолжается. У Дюши есть антагонист Сека, который и отправил его на грязное дело и которому уже сам Дюша должен денег. Сека превосходит Дюшу по всем статьям, Дюша перед ним пасует. Как тут быть? Очень просто: Секу выбрасывают с седьмого этажа, и Дюша получает свободу, а заодно и его подружку. Не слишком ли много счастливых совпадений? Для хорошего человека автору ничего не жалко.
Однако самый смак драматург приготовил нам в финале. Оксана, бывшая подружка Секи, ставшая в некотором смысле вдовой, после кончины этого харизматического мужчины, уезжает в родную деревню. Дюша, обнаруживший, что безумно любит Оксану, бросается за ней в погоню – на троллейбусе. На конечной остановке в салон входит контроллёр – пожилая, толстая женщина. У Дюши непростой выбор: потерять любовь или совершить нечто. Он выбирает второе, и, ударив кулаком в лицо контролёра (правильно: с тётками только так – в табло; пусть скажет спасибо, что не с ноги), прорывается наружу и, в последнюю минуту, настигает Оксану, которая вот-вот уедет. Они целуются. Занавес.
Конечно же, нельзя не похвалить Молчанова, когда кругом чернуха и мракуха, за стремление к светлому и наклонность к хэппи-эндам. Однако желание разрулить по-доброму отнюдь не равнозначно беспардонной, совершенно неуместной слащавости, от которой, пожалуй, открестятся даже популярные женские журналы.
Разбор пьесы завершён. Можно ли, подробно описывая возрастающее разочарование, говорить о том, что вечер был потерян, а деньги потрачены напрасно? Нет, нельзя, ибо на этой премьере я стал свидетелем небольшого театрального чуда, совершенного постановочной командой.
Случилось удивительное. Режиссёр Михаил Егоров и четвёрка актёров взяли слабый, рыхлый, расползающийся, обрекающий на провал текст и на своём энтузиазме, на персональном драйве, на отчаянном кураже сыграли «Убийцу» так, что почти не было видно сколов, шероховатостей, прорех и заплат.
Эти мужчины и женщины на себе, на собственном горбу, вопреки авторскому саботажу, наперекор структурным прососам, вытащили скверную пьесу, отстояв репутацию драматурга, уже балансировавшего на самой грани. И те аплодисменты, которые несколько минут сотрясали маленький зал, были адресованы режиссёру, актёрам, художнику, но не примкнувшему к ним Молчанову.

Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    Если взглянуть на то, как трактуют в России новейшую историю Испании, то картина получается если не идеальной, то весьма вдохновляющей. Просвещённый…

  • (no subject)

    Попытка Советского Союза установить доминирование в Центральной Европе, которая досталась ему по результатам Второй Мировой войны в качестве трофея,…

  • (no subject)

    Традиционный наш упрёк Западу заключается в том, что он недооценивает наш, русский вклад, в великие исторические свершения, прежде всего в разгром…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • (no subject)

    Если взглянуть на то, как трактуют в России новейшую историю Испании, то картина получается если не идеальной, то весьма вдохновляющей. Просвещённый…

  • (no subject)

    Попытка Советского Союза установить доминирование в Центральной Европе, которая досталась ему по результатам Второй Мировой войны в качестве трофея,…

  • (no subject)

    Традиционный наш упрёк Западу заключается в том, что он недооценивает наш, русский вклад, в великие исторические свершения, прежде всего в разгром…