Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Белая лента».
Классик европейского кинематографа Михаэль Ханеке поставил этот фильм по собственному сценарию и дал изрядного петуха. Лента вышла убогой, мутной, нудной, растянутой, хлипкой: северогерманская деревня накануне Первой Мировой, в воздухе два часа собирается гроза, чтобы разразиться – чтобы ничем не разразиться.
Собственно, уже по «Пианистке» было понятно, что Ханеке – это типичная континентальная кинозаурядность, лишённая чутья и таланта, но его выручил материал: шокирующая история сорокалетней девственницы со специфическими запросами маскировала режиссёрскую серость.
Теперь же прятаться было не за кого, и Ханеке явился в натуральном виде: король оказался не просто голым, но и уродливым.
Однако в чем Ханеке невозможно отказать, так это в исключительном чутье на конъюнктуру, в тонком понимании психологии фестивальной публики. Итак, дано: у Вас есть 144 минуты утомительной, невыносимой мутотени. Как продать это пахучее гуано, чтобы зритель не просто его поглощал, но ещё и энергично причмокивал?
Элементарно: в самом начале фильма закадровый голос сообщает, что события, о которых пойдёт речь, имеют историческое значение. «О, это же кино про зарождение германского нацизма! - радостно воскликнет продвинутая европейская аудитория. – Это глубокое философское исследование тёмных страниц нашего общего прошлого. Это шедевр, который сделал, какое счастье, наш современник!» И «Белая лента» получает «Золотую пальмовую ветвь» (тот факт, что в её производстве принимали участие французские компании, а Изабель Юппер возглавляла жюри, оставим в стороне).
Впрочем, Ханеке не совсем издевается над зрителем. Помимо разного рода слабо связанных сюжетных линий (отдельная находка режиссёра – наводнить фильм белобрысыми детьми, похожими друг на друга, как щенки, так, что поначалу путаешься, из какого помёта чьей семьи будет тот или этот), есть там и про нацизм: папа-пастор сёк сына, привязывал ему на рукав белую ленту и запрещал дрочить; сын, по-видимому, это не забудет и вырастет штурмовиком… Отсюда мораль: с отпрысками надо помягче, а то, гляди, НСДАП опять окажется в Рейхстаге.
Единственное светлое пятно во всей этой скверной истории – это решение заокеанских киноакадемиков оставить «Белую ленту» с носом. Отрадно, что блеск ЗПВ не ослепил здравомыслящих американцев, которые руководствовались собственными пристрастиями: за такое «Оскар» не положен.
И одновременно тревожно за европейское кино: если Ханеке – это лучшее, что сегодня может предложить Старый Свет, то не пора ли всю местную индустрию превратить в один громадный «Баррандов»: пусть янки снимают что хотят, всё равно толку выйдет больше.
Оценка: А-5.

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    О том, как не надо защищать Бориса Николаевича. Довелось прослушать небольшой монолог крепко постаревшего Жванецкого в похвалу Первого президента…

  • (no subject)

    Попался на глаза выпуск передачи «Час пик» от 9 июня 1994 с участием Егора Гайдара. С момента выборов в Первую Государственную Думу прошло чуть…

  • (no subject)

    Просвирнин. Вторым поводом посетить ток-шоу с членами Комитета 25 января было желание увидеть живьём Егора Просвирнина, чтобы сопоставить два образа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • (no subject)

    О том, как не надо защищать Бориса Николаевича. Довелось прослушать небольшой монолог крепко постаревшего Жванецкого в похвалу Первого президента…

  • (no subject)

    Попался на глаза выпуск передачи «Час пик» от 9 июня 1994 с участием Егора Гайдара. С момента выборов в Первую Государственную Думу прошло чуть…

  • (no subject)

    Просвирнин. Вторым поводом посетить ток-шоу с членами Комитета 25 января было желание увидеть живьём Егора Просвирнина, чтобы сопоставить два образа…