Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«В Москву!»

Маргарита Симоньян, чьи регалии отлично известны любому, кто хоть как-то связан с российскими электронными СМИ, выпустила книгу, определив её жанр как «провинциальный роман».

«В Москву!» - это дебют Маргариты в большой прозе, который оказался весьма удачным, несмотря на извинительные для всякого начинающего огрехи. Книга получилась яркой, увлекательной, местами – блистательной, однако, к сожалению, не свободной от структурного несовершенства.

Молодому автору, обладающему несомненным литературным дарованием, чья биография полна головокружительных приключений, безусловно, есть что поведать читателю. Проблема лишь в том, что обо всём, что видено-слышано-испытано-пережито, невозможно рассказать в одном томе, но очень хочется. В результате чего, вместо однородного повествования, текст зримо расслаивается, превращаясь в собрание отдельных – иногда просто фантастически написанных – эпизодов, теряя стройность и, значит, убедительность.

Если бы совсем точным, то «В Москву!» - это никакой не роман, пусть и прикрытый от пристрастного взора эпитетом «провинциальный», но очень большой рассказ – со вставками эссеистического, очеркового, сатирического, политического характера.

Собственно история, лёгшая в основу книги, лишена оригинальности (хорошая девочка попадает в «золотую клетку» – добровольно и сознательно), что не так уж страшно, но, самое печальное, она испытывает дефицит драматизма.

Нора, главная героиня, начинающая журналистка, знакомится с олигархом Борисом. Они, естественно, становятся любовниками – на одну ночь. Но Борис её не забывает и вызывает в столицу, и действие второй части разворачивается уже в Москве, что несколько диссонирует с названием книги, предполагающим прежде всего невероятные усилия, чтобы сменить место жительства, вытащив свой счастливый билет, но это – не суть.

Нора, которая, разумеется, искренне любит Бориса, не заморачиваясь на сопутствующих её положению атрибутах «сладкой жизни», страдает от того, что они не могут окончательно воссоединиться. Борис помогает ей устроиться на работу (очень пряное сочетание: Нора одновременно трудится в президентском журналистском пуле и в жёстко оппозиционном интернет-издании), но это лишь паллиатив: Нора продолжает страдать.

Некоторую интригу в однообразность будней влюблённой содержанки могла бы внести Алина, супруга Бориса, узнавшая о романе с молоденькой, но она предпочитает молча страдать, чтобы потом тихо сбежать за океан. Никакой, даже самый захудалый, конфликт не вытанцовывается.

Однако книгу пора заканчивать, потому, чтобы прекратить тянущуюся невнятность, Бориса отправляют в эмиграцию (он не ладил с Кремлём, воображая себя ниспровергателем режима, и Кремль, наконец, решился ответить по-взрослому), забеременевшая Нора же остаётся в России. На этом действие обрывается. Из эпилога мы узнаём, что у основных фигурантов всё хорошо.

Разумеется, этого можно было бы избежать, если бы на этапе замысла было принято иное решение: не гнаться за модной ныне романной формой, но превратить рукопись в сборник новелл, часть из которых имели бы сквозных персонажей.

Те вставки, о которых упоминалось выше, замечательные сами по себе, но тормозящие основное действие, а временами и просто лишние, выпадающие из общего повествовательного хода, вычлененные из трёхсотстраничного текста и получившие суверенное существование в качестве небольших рассказов, - это то не сложившееся жемчужное ожерелье, которым должна была стать дебютная книга Маргариты Симоньян, но не стала.

По крайней мере, пока. Впрочем, у Маргариты нет выбора: ей предсказывают судьбу великой армянской женщины в русской литературе, а это ко многому обязывает… 

Tags: Книги
Subscribe

  • (no subject)

    «Легионы». 42-й Московский кинофестиваль в программе «Русский след» показал в своём роде исключительный фильм Дариуша Гаевского, посвящённый, как…

  • (no subject)

    Сколько волка ни корми… Проблемой русского человека является его природный гуманизм и наивное стремление примириться с вековечным врагом – исходя из…

  • (no subject)

    Если сейчас – много задним числом – отыскивать ту дату, после которой история Польши двинулась непоправимым и трагичным образом, то, среди прочих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments