Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Катынь».
Я мог бы написать, что выживший из ума поляк снял бездарную поделку, не имеющую ничего с искусством, но не делать этого не стану. И не потому, что «Катынь» - это некое художественное открытие (искусство там не и не ночевало, это правда), но, и это повод для искренней зависти, у Вайды получился поистине выдающийся пропагандистский фильм.
Нашим режиссёрам, к огромному сожалению, предстоит ещё работать и работать над собой, чтобы, по крайне мере, приблизиться к явленному агитационному мастерству, которое, полагаю, нашло бы понимание даже у такого пристрастного ценителя, как Йозеф Геббельс.
Вайда, помимо не утраченного на девятом десятке ремесленнического навыка, обладает ещё змеиной хитростью, позволяющей ловко уходить от неприятных претензий.
Является ли «Катынь» русофобской картиной? Несомненно – достаточно посмотреть на звериные хари под васильковыми фуражками (у немцев, например, вполне человеческие лица). Но режиссёр вводит в сюжет седовласого артиллерийского капитана, не лишённого гуманности, и уверенно отводит подобные обвинения.
Или возьмём сцену расстрела, когда каждый выходящий из автобуса поляк читает строку из «Отче наш». Сцена, с художественной точки зрения, фальшива и попросту нелепа: в смертный час самое оно – договариваться, кому достанется какой стих из молитвы. «Анджей, не забудь, ты начинаешь!» Но, будь Вайда чуть глупее, он заставил бы бравых жолнежей исполнять «Мазурку Домбровского», придавая эпизоду узкопольское звучание, а так нестерпимая ляшская приторность растворяется в общечеловеческом.
Однако, сколь бы блистательно не была задумана и осуществлена эта талантливая агитка, швы, при внимательном догляде, выпирают наружу.
Не может не поразить прямо таки ангелическая природа польского офицера. Мужчины более полугода в плену – с одним комплектом обмундирования, в котором, по причине холода, днюют и ночуют, но выглядят так, словно только что вышли из гримёрной: шинели и гимнастёрки вызывающе опрятны. Поляки не смердят – ведь они же не русское быдло; даже вши боятся к ним приближаться.
Хорош и уже помянутый артиллерийский капитан, собирающийся в апреле 1940 года на войну с белофиннами, который сообщает проживающим у него на квартире полькам, что их мужей больше нет. (Приятно, что в Советском Союзе между силовыми структурами было налажено взаимодействие, и начальник Смоленского УНКВД считал своим долгом оповестить армейского офицера о выполнении секретного решения Политбюро). В связи с чем приглашает одну из них на чашку чая: чай, разумеется, уже разлит по стаканам, видимо, для того, чтобы скорее остыл, ложек нет – сахар русские дикари размешивают исключительно пальцем.
После чего приходят чекисты. Одну польку уводят, а вторую сметливый капитан умело прячет от недалёкого парня с одним квадратом в петлице. В следующей сцене спасённая из лап ЧК оказывается в Кракове. К сожалению, Вайда не посчитал нужным объяснить, как находящаяся в розыске по линии ГУГБ женщина могла легально покинуть СССР, чтобы попасть на территорию Генерал-губернаторства: видимо, в то золотое время, чтобы пересечь советско-германскую границу, не надо было показывать вообще никаких документов.
Не остались в стороне и неисчислимые беды, которые принесли на польскую землю немецкие оккупанты: из городского театра, который, однако, уцелел, вывезены все парики, сезон под угрозой срыва. Да, мерзкие тевтоны знали, куда нанести самый больной удар: лишённая искусства Польша, безусловно, не возродится. Но, слава Богу, есть ещё люди, готовые пожертвовать собственными волосами! Девушка продаёт косу, а на вырученные деньги собирается поставить надгробие погибшему брату. Чтобы те, кто ещё не догадался увидеть в этом парафраз софокловской «Антигоны», сообразили, в чём фишка, предусмотрительный Вайда помещает соответствующую афишу. 
В освобождённом Красной Армией Кракове у жителей нет иных забот, кроме судьбы немногочисленной группы тех, кто сгинул в Катыни. Продолжается война, где сотни тысяч поляков сражаются на Восточном и Западном фронтах; в стране разворачивается смертельная борьба между лондонскими и люблинскими кланами; голод, холод, неустроенность, но краковянам на это наплевать… Главное: сберечь память катынских страдальцев, не дать проклятым коммунякам извратить смысл и значение спецоперации Министерства имперской пропаганды, а остальное – пустяки.
И, разумеется, невозможно пройти мимо фантастического нажора, абсолютного прососа, за который все симпатизанты Вайды, со вкусом рассуждающие о его трепетной верности исторической Правде, должны его натурально разорвать, ибо подстава вышла мощной. Речь идёт о плакате со Сталиным в расстрельном подвале. Иосиф Виссарионович улыбается со стены в маршальском мундире, посылая привет всей команде фальсификаторов из 1943-го года: «В следующий раз мухлюйте старательнее…» 
Огрехов, как видно, достаточно. За недостатком места все помянуть невозможно, потому в стороне остались чудесные сцены с рвущими на портянки польский флаг красноармейцами или сохранившей генеральскую саблю как величайшую реликвию служанкой…
Однако всё вышеперечисленное не отменяет главного: взятая как целое «Катынь» - явление этапное в кинопропаганде. Поляки, благодаря великому Вайде, вновь, как и в эпоху Збигнева Цыбульского, вырвались вперёд.
Нам преподали отличный урок, того, как следует проводить историческую политику иными средствами. Самое время узнать, усвоили ли мы его.
Оценка: С-1.
 

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Задумался, отчего нынешняя оппозиционная волна не вызывает у меня, вопреки очевидной привлекательности лозунгов «За всё хорошее и против всего…

  • (no subject)

    Чем важен нынешний коронокризис в смысле предстоящего транзита власти в России? Тем, что он ставит крест на всех планах по поводу «Могущественного…

  • (no subject)

    Главным проблемоприобретателем нынешнего кризиса оказывается, безо всякого сомнения, Владимир Путин. Проблем этих на текущий момент насчитывается,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • (no subject)

    Задумался, отчего нынешняя оппозиционная волна не вызывает у меня, вопреки очевидной привлекательности лозунгов «За всё хорошее и против всего…

  • (no subject)

    Чем важен нынешний коронокризис в смысле предстоящего транзита власти в России? Тем, что он ставит крест на всех планах по поводу «Могущественного…

  • (no subject)

    Главным проблемоприобретателем нынешнего кризиса оказывается, безо всякого сомнения, Владимир Путин. Проблем этих на текущий момент насчитывается,…