Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:

«Как я провёл этим летом».

Алексей Попогребский, обласканный вниманием и призами, отчего заранее воспринимался в штыки – ещё один скороспелый любимчик судьбы, сумел по-настоящему удивить. Его фильм анонсировался как триллер, и это настраивало на определённую волну, однако, на поверку, он получился совсем не про это.

И хотя в картине есть и напряжение, и стрельба, и разборки, мы имеем делом с подзабытым ныне жанром морализаторского кино, кино адресованного подросткам и юношеству, рассказывающего о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Безусловно, Попогребский серьёзно рисковал: разжёвывание прописных истин чревато, на выходе, настолько унылой проповедью, что случайно залетевшие в просмотровый зал мухи будут дохнуть прямо на лёту. Но непростая задача родила блестящий и будоражащий фильм.

Режиссёру удалось буквально поминутно показать, как человек, однажды сачканувший, однажды словчивший, вынужден, чтобы прикрыть свои косяки, врать и изворачиваться, как эта ложь, распухая и раздаваясь, превращает его в загнанную, живущую чистыми инстинктами тварь, презревшую все законы и решившуюся на смертоубийство.

Это очень неприятное зрелище – наблюдать, как молодой полярник Паша (Григорий Добрыгин), симпатичный, пусть и несколько шебутной парень, ещё, в сущности, мальчишка, становится откровенной мразью, хитрой, злобной, безжалостной. Но окончательно мутировать у него не получается: его напарник Сергей Витальевич (Сергей Пускепалис), простив всё, что тот натворил, помогает ему вернуть человеческий облик.

Предупреждая возможные инвективы по адресу, быть может, чересчур сурового к молодёжи Сергея Витальевича: вахта, тем более, на Крайнем Севере, где помощь может идти сутками, беспощадна к халатности, цена ошибки здесь, когда на заполярной метеостанции есть только ты и я, слишком велика. Либо ты делаешь как положено, либо уже поздно что-либо исправить…

Расхваливая фильм, подчёркивают красоту чукотских пейзажей. Спорить не стану: они действительно грандиозны, хоть и угнетающи своим величием. Однако главное открытие картины – это Сергей Пускепалис, играющий чуть скупо, неброско, но с огромной силой.

Финальная же сцена, когда его герой, потерявший в аварии на материке жену и сына, но продолжающий работать по заведённому распорядку, как будто ничего не случилось, одной только фразой дающий почувствовать зрителю, в каком аду он на самом деле находится («Ты же понимаешь, почему я здесь должен быть один!»), просто изумительна.

Можно ли кинематографу в эпоху постмодерна говорить о важных вещах так, чтобы не задохнуться от фальши? Алексей Попогребский доказывает, что можно. И дело тут, к счастью, не в трёх «Серебряных медведях»…

Оценка: В-2. 

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Происходящее сегодня вызывает у меня сильнейшее дежавю, словно бы я провалился ровно на тридцать лет назад в весну 1990. Тогда «освободительная…

  • (no subject)

    Поразительно, конечно, как за считанные месяцы и даже недели вся изумительно выстроенная пирамида современной жизни скатилась в архаику. Вся…

  • (no subject)

    В последнем фильме Алексея Германа-младшего есть любопытная короткая сценка. Главный герой приходит в одну из больших ленинградских квартир, где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments