«Как я провёл этим летом».
Алексей Попогребский, обласканный вниманием и призами, отчего заранее воспринимался в штыки – ещё один скороспелый любимчик судьбы, сумел по-настоящему удивить. Его фильм анонсировался как триллер, и это настраивало на определённую волну, однако, на поверку, он получился совсем не про это.
И хотя в картине есть и напряжение, и стрельба, и разборки, мы имеем делом с подзабытым ныне жанром морализаторского кино, кино адресованного подросткам и юношеству, рассказывающего о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Безусловно, Попогребский серьёзно рисковал: разжёвывание прописных истин чревато, на выходе, настолько унылой проповедью, что случайно залетевшие в просмотровый зал мухи будут дохнуть прямо на лёту. Но непростая задача родила блестящий и будоражащий фильм.
Режиссёру удалось буквально поминутно показать, как человек, однажды сачканувший, однажды словчивший, вынужден, чтобы прикрыть свои косяки, врать и изворачиваться, как эта ложь, распухая и раздаваясь, превращает его в загнанную, живущую чистыми инстинктами тварь, презревшую все законы и решившуюся на смертоубийство.
Это очень неприятное зрелище – наблюдать, как молодой полярник Паша (Григорий Добрыгин), симпатичный, пусть и несколько шебутной парень, ещё, в сущности, мальчишка, становится откровенной мразью, хитрой, злобной, безжалостной. Но окончательно мутировать у него не получается: его напарник Сергей Витальевич (Сергей Пускепалис), простив всё, что тот натворил, помогает ему вернуть человеческий облик.
Предупреждая возможные инвективы по адресу, быть может, чересчур сурового к молодёжи Сергея Витальевича: вахта, тем более, на Крайнем Севере, где помощь может идти сутками, беспощадна к халатности, цена ошибки здесь, когда на заполярной метеостанции есть только ты и я, слишком велика. Либо ты делаешь как положено, либо уже поздно что-либо исправить…
Расхваливая фильм, подчёркивают красоту чукотских пейзажей. Спорить не стану: они действительно грандиозны, хоть и угнетающи своим величием. Однако главное открытие картины – это Сергей Пускепалис, играющий чуть скупо, неброско, но с огромной силой.
Финальная же сцена, когда его герой, потерявший в аварии на материке жену и сына, но продолжающий работать по заведённому распорядку, как будто ничего не случилось, одной только фразой дающий почувствовать зрителю, в каком аду он на самом деле находится («Ты же понимаешь, почему я здесь должен быть один!»), просто изумительна.
Можно ли кинематографу в эпоху постмодерна говорить о важных вещах так, чтобы не задохнуться от фальши? Алексей Попогребский доказывает, что можно. И дело тут, к счастью, не в трёх «Серебряных медведях»…
Оценка: В-2.