Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Поп».
Владимир Хотиненко снял свою лучшую картину. И, по всей видимости, заодно – лучший отечественный фильм 2010 года. Сейчас ещё, разумеется, несколько преждевременно давать прогнозы, но перескочить сверх выставленной режиссёром планки будет труднёхонько…
А начиналась лента не сказать, чтобы очень. Несколько натужно беседующий с мухой отец Александра, мир в шестиугольничках – глазами насекомого, бесцветный Василий Жук, изображающий озабоченного отступничеством дочери еврейского отца... Атмосфера унылого провала всё сгущалась, как вдруг, одна за одной, понеслись мощные, яркие, трагические сцены, и затянуло – да так, что не отпускало до самых финальных титров… Да и потом пришёл в себя не сразу: чересчур уж зацепили оба-два – Владимир Хотиненко да Александр Сегень, замахнувшиеся и сдюжившие этакое.
Этакое ли? Да ведь простая же история – о том, как в страшное время живёт себе человек, попавший, как зёрнышко, посередь жерновов, и остаётся человеком, и те, кто вокруг него, тоже людьми остаются, в смысле, - живыми людьми, а не горстью праха на дне рва. И нет в этом героизма особого, никто поезда под откос не пускает, медаль себе не зарабатывает, но выходит, что отец Александр да супруга его Алевтина – тоже не зря на свет родились, и у них есть свои заслуги.
Не слишком ли громко я о заслугах «пособников оккупантов»? Наверное, слишком: нынешние политруки, которые воюют всё больше, от клавы не отрываясь, меня осудят. Ну да ладно: они – грамотные, им виднее – через 65 лет, как надо было пастырю себя держать, чтобы потомки им довольны были.
Да, для особо упорных не помешает небольшое примечание: я не о феномене Псковской православной миссии толкую, пусть с ней историки разбираются, церковные и светские, кого, зачем и с какой целью германское командование рекрутировало возрождать приходы. Здесь речь – о кино, только и исключительно. Про то, что «сколько раз встретил немца, столько раз и убей его», мне рассказывать не надо, слышал…
Значит, о кино и, стало быть, об искусстве. Выход «Попа» совпал с телевизионной премьерой «Катыни», а потому сравнение этих картин неизбежно и небесполезно, поскольку позволяет точно отграничить талантливую имитацию, устроенную польским мэтром, от подлинно художественного произведения.
У Вайды – и это самое печальное, что может быть для того, кто видит себя единственно творцом, но не агитатором – напрочь отсутствует человеческое измерение. Его герои – целлулоидные, одномерные, выхолощенные; им не может быть хреново или ссыкотно, они не знают этих нутряных, не слишком кинематографичных, эмоций.  
Я не хочу сказать, что лента Хотиненко безупречна: она, как уже отмечалось, несколько вяло трогается с места; часть эпизодов либо излишня, либо чрезмерно нарочитая; некоторые образы плакатны – комиссар во френче, например, только слюной не брызжет, до того его бесы обуяли…
Но в фильме есть главное – есть нерв, есть страсть, есть боль и есть надежда. И ещё там есть Сергей Маковецкий и Нина Усатова, фантастический дуэт двух совершенно потрясающих актёров. И чудная Лиза Арзамасова. И неожиданный Анатолий Лобоцкий. И лукавый Юрий Цурило…
И ещё – много больших и малых удач, не исключая одной крайне важной, с моей точки зрения сцены, когда поздним вечером в храм Св. Александра Невского приходит начинающий партизан Лёха, чтобы убить настоятеля. Его намерение, естественно, не осуществляется, но речь сейчас не об этом.
До войны в этом храме был клуб, который, при немцах, оказался возвращён церкви, и в нём снова началось служение. Для отца Александра, и для зрителя, это – естественно и нормально. Но для Лёхи, принадлежащего иному поколению, это – ещё одно преступление оккупантов, которые отняли у него то дорогое ему место, где прошла его юность…
Этот храм, ставший клубом, потом – снова храмом, на который претендует каждая из сторон, не собираясь уступать, есть, в некотором смысле, метафора современной России, которую делят, вырывая друг у друга, нынешние красные и белые. Пока компромисс и не думает находиться: ожесточение вспыхивает по ничтожному поводу.
«Поп» предлагает свой выход из тупика: есть нечто в русском человек, что глубже и важнее политических пристрастий, что заставляет любить одно и одно ненавидеть...
Будет ли тот посыл замечен? Судя по явленной критике, вряд ли…  
Оценка: В-2.

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Перефразируя великих. Когда я слышу слово "толерантность", рука сама тянется к нагайке.

  • (no subject)

    Экстенсивное развитие средств коммуникации, приводящее к возникновению такого феномена, как «социальные сети», просто обязано внести изменения в…

  • (no subject)

    Как должен называться роман о жизни профессионального бармена? «Мастер и «Маргарита».

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • (no subject)

    Перефразируя великих. Когда я слышу слово "толерантность", рука сама тянется к нагайке.

  • (no subject)

    Экстенсивное развитие средств коммуникации, приводящее к возникновению такого феномена, как «социальные сети», просто обязано внести изменения в…

  • (no subject)

    Как должен называться роман о жизни профессионального бармена? «Мастер и «Маргарита».