Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Мелодия для шарманки».
Заслуженный деятель киноискусства К.Г. Муратова на закате карьеры даёт подрастающему поколению мастер-класс на тему: «Как прососать недурной сценарий, получив на выходе неиллюзорные помои». Мастер-класс вышел очень подробный, длящийся два с половиной часа, чтобы даже самый недалёкий, самый тупой узрел, как не надо делать, чтобы та печальная, берущая за сердце история, которая существовала изначально, превратилась в бессмысленное и претенциозное тошнилово.
Это действительно было почти невозможно испортить: Владимир Зуев, отдадим ему должное, писал с огромным запасом прочности. Мальчик и девочка, чья мать умирает, а их собираются отправить по разным детдомам, тем самым разлучив, отправляются в город, чтобы найти своих отцов (мать вела раскованный образ жизни). Но никого они не находят, а пройдя через череду невесёлых, а порой и просто жестоких приключений, теряют друг друга – фатально и окончательно.
Здесь не надо было умничать, в очередной раз разыгрывая из себя особо продвинутого режиссёра, но стоило снимать очень сухо, почти документально, без акцентировок и фирменного муратовского выёживания, выдаваемого клакерами за гениальность.
Скупой, отрешённый рассказ о славном празднике Рождества, обернувшемся трагедией для двух маленьких существ, которых окружали не упыри, не безумцы, не отвратительные хари, но обычные и вполне добросердечные люди, которые просто не заметили, что среди них есть те, кто находится на самой грани, - и зал выходит потрясённым, спеша оглянуться, нет ли рядом того, кому нужны поддержка и сочувствие.
Но это – чересчур примитивно и нехудожественно. Вместо этого мы будем 150 минут изводить зрителя непрекращающимися ломаниями, манерничающими персонажами, натужными символами, бездарными актёрами из пережившей самоё себя комик-труппы и, в качестве апофеоза, Ренатой Литвиновой – без этой худосочной пощёчины прекрасному, естественно, никуда…
Единственное утешение во всём этом Содоме одесского разлива – это замечательнейший Олег Табаков, который откровенно положил на режиссёрские закидоны, позволив себе играть так, как он считает нужным. Те несколько минут, что он появляется на экране, хоть как-то оправдывают существование «Мелодии для шарманки». Всё остальное – омерзительно и убого.
Всё-таки те, кто управлял советским кинематографом, знали толк в своём ремесле, когда, почувствовав подлинное нутро начинающего автора, отлучили Муратову от работы. Сейчас, увы, иные времена: на свои фильмы, до неприличия многочисленные, ей удаётся находить деньги.
Кстати, о деньгах. Помнится, некоторые из отечественных симпатизантов режиссёра переживали, что российское Министерство Культуры отказалось финансировать ленту, которую снимает иностранная гражданка. На счёту нашего Минкульта много проколов, но в эту кучу оно, по счастью, не наступило, в отличие, от своих украинских коллег, замаравшихся по самые уши.
Очень хорошо, что «Мелодия для шарманки», снятая на русском языке, числится за Украиной: одним позором меньше.  
Оценка: А-5.

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Одной из, как теперь становится понятным, важнейших сфер, где Советский Союз категорически проигрывал Западному миру, была область развлечений.…

  • (no subject)

    Роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» полезен в качестве пособия начинающему беллетристу как иллюстрация того, что книгой должна владеть одна мысль,…

  • (no subject)

    Роман Мориса Симашко «Маздак», вышедший в 1971 году, т.е. в то время, когда советского человека, уже накопившего первый жирок в период…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments