Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Комерс».
Активная рекламная кампания в блогах по продвижению этой, будем надеяться, пока только первой книги Сергея Ильина, не обманула. Комплиментарные отзывы от френдов, которые можно было списать на ритуальную обязанность хорошего знакомого, оказались правдивы: книга получилась действительно интересной и незанудно написанной.
Беллетризованная мемуаристика (а «Комерс» - это именно что мемуаристика, вопреки уверенному жанровому самоопределению, аттестующего его как «роман»; это, к сожалению, вообще проблема нынешней книжности: всякий большой текст неизменно нарекают романом) в исполнении Ильина выглядит почти образцово: собственная биография, пусть и достаточно бурная, это очень капризная приманка, чью эффективность нельзя предсказать заранее. Может, увлекут пресыщенного читателя приключения выпускника географического факультета МГУ, резко поменявшего профиль, а, может, и нет: 90-е годы, Москва, «дикий капитализм», сами всё видели, всё знаем, сами такого можем понарассказать…
Однако Ильин с этим вызовом справился: резво начавшись, повествование быстро захватывает, заставляя глотать страницу за страницей, с азартом следя за похождениями главного героя, на наших глазах превращающегося из «Серёги» в «Сергея Юрьевича», когда дела идут в гору, и назад в «Серёгу», когда оказывается совсем на мели, и опять в «Сергея Юрьевича», когда вновь раскручивается с самого нуля...
Кстати, о главном герое. Приступая к прозе автобиографического характера, любой сочинитель испытывает серьёзный искус отредактировать собственный образ. Это не обязательно должно выражаться в появлении хлестаковских по своему наполнению глав, когда не одержанные, но очень желаемые победы и достижения соседствуют с реальными успехами… Можно поступить чуть хитрее, всего лишь полностью изъяв некоторые не слишком красящие эпизоды: в конце концов, это – моя книга, и я решаю, чему здесь быть.
Но Ильин не ведётся на этот соблазн, от того его герой получается очень живым и симпатичным, не суперменом, не знающим поражений, лишённым слабостей и пороков, но адекватным, относящимся к себе с юмором человеком, который столь востребован в мире воспалённых самолюбий.
Впрочем, «Комерс» не лишён недостатков, сводящихся, главным образом, к стилевой неровности книги. С литературной точки зрения, наиболее удалась, как это ни странно, не первая, когда писателя подхлёстывает чистая радость от работы, но третья часть, оказавшаяся наиболее цельной и законченной.
Неприятной особенностью первых двух частей является событийная и персонажная избыточность, когда количество происшествий и действующих лиц на единицу поверхности явно зашкаливает: автору надо столь многим поделиться, что он отвлекается на вновь открывающиеся обстоятельства, бросая начатую линию. Иногда эти перескоки случаются несколько раз подряд, отчего, когда повествование всё же возвращается к основному сюжету, приходится отлистывать страницы назад, чтобы уточнить, к чему это относится конкретно.
Наиболее же тяжким для восприятия были тот кусок, где Ильин вывел разом двух Татьян, одновременно рассказывая про обеих. Даже присвоений каждой из них порядкового номера не слишком спасало ситуацию: понять, где кончается «Татьяна-1» и где начинается «Татьяна-2», которые не только соседствовали в тексте, но и делили с главным героем койку, а, в довершении ко всему, ещё и очно встретились, было крайне мудрёно…
В третьей же части Ильин всего этого счастливо избежал, построив её вокруг взаимоотношений узкого круга деловых партнёров – с минимальным привлечением посторонних, которые, по крайней мере, не совпадали именами. И это возымело мгновенный эффект: «Комерс» сразу же прибавил в качестве…
Вот и позади 350 страниц книги и, с ними, 10 лет жизни автора. Текст обрывается на полуслове. Это интригует: что там дальше?..
Продолжения, Сергей Юрьевич, продолжения!!

Tags: Книги
Subscribe

  • (no subject)

    «Пришла и говорю». Этот музыкальный фильм с участием Аллы Пугачёвой отнесли к числу худших картин 1985 года, несмотря на неплохие прокатные…

  • (no subject)

    «Опасный элемент». Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо…

  • (no subject)

    Фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата», снятый в 1975 на студии «Таллинфильм» Григорием Кромановым – один из тех нечастых примеров, когда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments