Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Забавный пример соотношения житейской правды и художественных потребностей
даёт фильм Леонида Марягина «101-й километр», первый в его автобиографической дилогии, которая весьма и весьма любопытна и во многих иных аспектах.
1953-й год. Посёлок по горьковскому направлению – между Москвой и Владимиром. Там живёт молодой парень Лёня, как нетрудно догадаться, альтер-эго режиссёра. Лёня заканчивает школу, выделяясь литературной одарённостью, одновременно у него завязывается роман со сверстницей, с которой они, по местному выражению, «ходят», причудливо отсылая к популярному английскому глаголу…
Но это всё мелочи, которые, в общем, свойственны всякому начинающему таланту. От более благополучных своих современников Лёня отличается плотной дружбой с местным криминальным авторитетом Константином, который потихоньку начинает привлекать его к своим делам, понятно чем грозящим в недалёком будущем: когда все на виду, не сесть невозможно.
Обо всём этом неспешно рассказывает картина, в которой, по причине хронологической дотошности, нет особенного драматизма. Драматизм обнаруживается к финалу, когда Лёню берут в разработку местные органы, которые в последний раз в советской истории стали единым целым – без разделения на ВД и ГБ, склоняя парня к сотрудничеству на широком фронте. Одновременно оживляется Константин, решившийся на громкую акцию – ограбление ювелирного с применением короткоствола и потенциальной «мокрой» статьёй; Лёня, как отличный стрелок, тоже не останется в стороне. 
Итак, наш герой, часа полтора экранного времени балансировавший на грани, наконец-то попал в неизбегаемый переплёт. Зритель, несколько утомившийся буднями штрафного посёлка, прогоняет сонливость: вот-вот начнётся настоящее приключение, вот-вот парень, оказавшийся между двух огней, покажет – и ментам, и уркам, готовым его сожрать, не поперхнувшись, что не на того напали, что обломаются и те, и эти…
Марягин, который выступает и как автор сценария, оказывается в непростой ситуации.
Идти навстречу зрительским ожиданиям, снимая блатную сказку по то, как желторотый пацан обводит вокруг пальца волков – в погонах и наколках?
Или держаться фактов, рассказывая о том, что было на самом деле, а на самом деле ничего романтического – в духе боевиков – не было: когда стало ясно, что зажали плотно, выход был единственный – сматываться из посёлка, рвать когти в тот же вечер, не оставив адреса, не простившись с любимой девушкой?
Марягин выбрал второе: всё-таки он ставил фильм о себе, а потому ему требовалось внятно объяснить, как он, обычный человек, хоть и со связями в уголовной среде, всё-таки не сгинул на зоне, но выучился на режиссёра.
Лёня не бросается на амбразуру, а скромно уезжает в Москву. Верность житейской правде сохранена, но это – слабое утешение для зрителя, которого оставили без сладкого.

Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    О том, как не надо защищать Бориса Николаевича. Довелось прослушать небольшой монолог крепко постаревшего Жванецкого в похвалу Первого президента…

  • (no subject)

    Попался на глаза выпуск передачи «Час пик» от 9 июня 1994 с участием Егора Гайдара. С момента выборов в Первую Государственную Думу прошло чуть…

  • (no subject)

    Просвирнин. Вторым поводом посетить ток-шоу с членами Комитета 25 января было желание увидеть живьём Егора Просвирнина, чтобы сопоставить два образа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments