Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Блюз опадающих листьев».
Одной из приметных проблем отечественного кинематографа является загадочное нежелание режиссёров точно следовать заложенному в сценарии жанровому определению, стремление добавить к уже сложившейся, очень ригидной основе что-то своё, отличное, мало вяжущееся с общим строем…
Если взять сюжет «Блюза…», то это – чистый триллер. Ксения, главная героиня, получает наследство от совершенно ей незнакомых людей: помимо банковского счёта и 140-го «Мерседеса», её ждёт квартира в высотке на Котельнической, где происходят странные вещи – ночные звонки, голоса, крики.
Спустя какое-то время она обнаруживает, что в квартире, которая занимает весь этаж, есть потайная комната, в которой, за металлической решёткой, находится симпатичный мужчина с очень бледной кожей. Это сын прежних хозяев, который был заточён своим родителями за убийство девушки 22 года назад: отец его работал в ЦК, а потому не мог допустить, чтобы скандал уничтожил его партийную карьеру, и предпочёл таким образом скрыть преступление. Сын был объявлен пропавшим, по обвинению в его похищении арестовали и казнили человека, который, в свою очередь, был отцом главной героини...
Завязка, быть может, не слишком изящная, поскольку построена на целом ряде весьма жёстких натяжек (провести больше двадцати лет не видя солнца и сохранить здоровье и рассудок – означает обладать чрезвычайной витальной устойчивостью), но для триллера, который не может существовать без условностей, вполне годная, остаётся её лишь дельно воплотить.
Однако, по какой-то причине, режиссёру оказывается тесно в предложенных рамках, и он приступает к экспериментированию, играя сразу на нескольких досках.
Во-первых, несмотря на заявленную событийную напряжённость, подбирается очень меланхолический саундтрек: тягучие блюзовые композиции звучат на протяжении всей картины, отчего она грозится превратиться в длинный видеоклип. Это не только противоречит сюжету, который глушится навязываемым мнимым релаксом, но и просто утомляет: в конце концов, мы не на концерте.
Во-вторых, идёт постоянное соскальзывание с жанра. Первоначальный триллер оборачивается то мелодрамой (Ксения выясняет запутанные отношения с мужем, майором милиции, который настолько занят на работе, что перестал уделять внимание своей жене, отчего та его прогнала), то семейной драмой (у матери главной героини закатный роман, она наконец нашла мужчину, который готов ради неё на всё, но этот мужчина, увы, слаб здоровьем, а потому скоро умирает; оставшаяся одинокой мать не находит понимания с дочерью), серьёзно тормозя всю историю.
В результате чего переход к собственно активной фазе, когда, после всех нагнетаний, маски сбрасываются, и антагонисты схлёстываются в смертельной схватке, случается через полтора часа экранного времени: Ксения обнаруживает, что освобождённый ею узник, с которым она даже умудряется завести интрижку, отнюдь не жертва родительского честолюбия, но маньяк, предпочитающий душить своих жертв без предварительного изнасилования. Разбушевавшийся негодяй собирается проделать это и со своей спасительницей, не слишком заботясь о том, как ему выжить в переменившемся за два десятилетия мире, но оперативно возникший из черноты московской ночи муж-милиционер метким выстрелом кладёт конец его преступной карьере.
Следует отметить, что, несмотря на структурные нелепицы, визуально фильм очень недурён: операторская работа, касается ли это натурных или павильонных сцен, безукоризненна, да и эротический эпизод сделан весьма эффектно – сорокалетняя Добровольская выглядит роскошно. Потому понять, отчего было надо, вопреки собственному желанию, снимать жанровое кино, чьи каноны суровы и безжалостны, вместо того, чтобы создавать «настроенческую», сюжетно необязательную, где подлинный главный герой – осенняя Москва ленту, работая через-не-могу, затруднительно.  
Оценка: В-4.

Subscribe

  • (no subject)

    Об опасности следования моде. Фильм Владимира Венгерова «Рабочий посёлок» любопытен сейчас тем обстоятельством, что вторым режиссёром на нём работал…

  • (no subject)

    О короткой дистанции. В документальном фильме Александра Сокурова «Советская элегия» есть фрагмент, посвящённый Борису Ельцину. Съёмки проходили в…

  • (no subject)

    Немного интертекстуальности. Отождествление персонажа с актёром – это, разумеется, моветон, но, забавы ради, можно попробовать, тем более что речь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments