Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Из жизни отдыхающих».
Ещё не погрузившийся в Лениниану Николай Губенко снял неброский, но очень точный фильм о нескольких неделях поздней осени в одном из крымских санаториев – по собственному сценарию.
Несмотря на первоначальную мрачность (конец сезона всегда уныл, когда же он ещё погружен в туман, из которого выплывают странные персонажи, становится совсем тошно), лента получилась весьма доброй.
Собравшийся в лечебном учреждении контингент – люди немолодые, скучные, поголовно несчастные, которых и пожалеть бы, да уж больно они неказисты. И выдающий себя за крупного дипломатического работника посольский повар (Георгий Бурков), и молодящаяся сплетница Марго (Мария Виноградова), и хмурый инженер-строитель Толик (Анатолий Солоницын)…
Выделяются среди этой невзрачности двое – замкнутая Надежда (Жанна Болотова), приехавшая лечить не здоровье, но несложившуюся женскую судьбу, и избегающий общества красавец Алексей (Регимантас Адомайтис). Разумеется, между ними завязывается роман, инициатором которого выступает, конечно же, женщина: мужчина, миновавший рубеж среднего возраста, слишком погружен в себя.
Очень занятно наблюдать, как Надежда, приметившая «жертву» с первого взгляда, умело и настойчиво добивается внимания потенциального кавалера. В ход идёт всё – переодевания, намеренно упавшее письмо, зазывность во взоре. Однако – аплодисменты женскому коварству! – стоит мужчине наконец-то очнуться, обнаружить, кто вокруг него вьётся, и сделать шаг навстречу, Надежда моментально изображает неприступность, чтобы не дай Бог не подумал, что за ним бегают.
Впрочем, предосторожность оказалась напрасной: Алексей крючок проглатывает, и более зарождению глубокого чувства не препятствует ничто. Влюблённым наплевать на сплетни и шептания, а окружающие, обнаружив, что у них всё серьёзно, перестают судачить: это уже не новость.
На том, собственно, сюжет как череда происшествий обрывается. С Надеждой и Алексеем, вопреки тревожным ожиданиям, всё благополучно: они планируют совместную семейную жизнь, стойко дожидаясь, пока окончится срок пребывания в узилище.
С точки зрения социальной терапии, это, наверное, правильно. Мы, безусловно, понимаем, что рассчитывать на то, что, пребывая в крепком бальзаке и постылом браке с дочерью-подростком, можно встретить на курорте неженатого, одинокого сорокалетнего мужчину, без явной шизы и порочных наклонностей, с внешностью Адомайтиса и голосом Губенко, несколько наивно, но пусть это будет реально хотя бы в кино.
Однако самому фильму подобная секулярная сказочливость на пользу явно не идёт: вторая половина картины, когда отношения Надежды и Алексея не отягощены никакой интригой и с неизбежностью выруливают к помолвке, ощутимо слабее. Выручает её лишь эпизоды с участием Ролана Быкова, который играет заведующего культурно-массовым сектором санатория.  
Есть в «Жизни отдыхающих» ещё один интересный момент. Лента Губенко – нечастый случай открытой внутрицеховой полемики. Традиционно в советском кино была крепка корпоративная солидарность, и откровенные наезды на коллег возникали весьма редко. Здесь же иное: режиссёр, пусть и довольно аккуратно, проходится по целой структуре.
Так, для создания колорита осеннего Крыма, Губенко не ограничивается метеорологическими подробностями, но ещё показывает, как на безлюдной, серой, мрачной набережной снимают фильм о Гражданской войне – снимают скверно, неумело, без души, потому что надо, потому что стоит в плане. Организатор всего этого позора – не какие-то абстрактные киношники, но названная открыто Одесская киностудия; сама же «Жизнь отдыхающих» принадлежит «Мосфильму», что, конечно же, добавляет градуса накату.
И это сочетание – отвратительной погоды, набившего оскомину жанра историко-революционных картин, Одесской конторы, которая славится своей низкосортицей, делают зрительскую тоску ещё более острой, ещё более осязаемой.
Оценка: А-3.
 

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Обвинения нынешней российской власти, которая на белорусском направлении-де предаётся многолетнему куколдизму, позволяя хитрому Батьке доить наш…

  • (no subject)

    Очередная годовщина начала Первой Мировой войны в очередной раз вызвала поток вопросов: «Отчего европейские державы совершили в 1914 году…

  • (no subject)

    60-70-е годы XIV века. Великая замятня в Орде продолжается. Ханы, убивая друг друга, бьются за верховную власть в распадающемся на куски улусе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments