Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Беня Крик».
Этот фильм Первой фабрики ВУФКУ, снятый Владимиром Вильнером по сценарию Исаака Бабеля, вышедший на экран в 1926 году, был очень скоро положен на полку и потому не вошёл в число культовых отечественных кинолент.
Основанием для запрета стала увиденная бдительными инстанциями героизация образа одесского налётчика. Сейчас эта формулировка может показаться пароксизмом чиновничьей подозрительности, но, если пересмотреть картину, справедливость цензуры сомнений не вызывает.
Экранный Беня Крик – это красивый тридцатилетний мужчина, в котором невозможно узнать сына биндюжника Менделя. Он щёгольски одет, элегантен, вызывающе бело- и крепкозуб. Он смел, решителен, щедр, пользуется успехом у дам. Да, он бывает жесток, но эта жестокость оправданна: единственной его жертвой становится полицейский осведомитель. Он не лишён демократизма: его враги – люди состоятельные, к простым труженикам у Бени нет вражды. Он справедлив и непреклонен: допустивший фатальную ошибку соратник наказывается смертью…
Короче говоря, Беня Крик, несмотря на свою профессию, настоящий герой, которому станут подражать, за которым будут тянуться широкие зрительские массы всех возрастов. С этой малоприятной модой ещё можно было бы справиться, сумей автор сценария преодолеть свои симпатии к персонажу, чтобы устроить Бене действительно позорную гибель.
Но нет: Крик не подыхает как собака, лишённый сочувствия ещё совсем недавно увлечённых им зрителей, он оказывается жертвой коварного предательства, поданного как торжество революционной законности.
После установления Советской власти в Одессе, Крик не уходит в глубокое подполье, но, напротив, легализуется, превращая свою криминальную артель в полк имени Французской революции, становясь большевистским союзником. Какое-то время они терпят это попутничество, но очень скоро уголовная вольница им оказывается поперёк горла.
Беню Крика и его бойцов выманивают из города – под предлогом участия в проведении продразвёрстки. В чистом поле эшелон окружают заранее выдвинутые подразделения, после чего начинается расправа. Крик погибает особенно подло: только что он пил с комиссаром Скобовым на брудершафт, чтобы спустя минуту получить в затылок пулю. Скобов, который некогда приятельствовал с Беней и был обязан ему жизнью, бодро докладывает в штаб об успешной акции…
Это, пожалуй, самый сильный момент картины: ни царская полиция, ни Временное правительство, которые немало претерпели от Бени Крик, не могли набраться решительности, чтобы раздавить Короля. И только Советская власть не остановится ни перед чем, если будет надо закрыть вопрос.
Безусловно, столь вопиющее саморазоблачение долго терпеть не могли, и ленту изъяли: не хватало ещё, чтобы Беня Крик превратился в политического мученика…
 

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Очередная круглая годовщина Декабристского путча сопровождалась, как и положено в таких случаях, дискуссиями о том, что было бы, коли мятежникам…

  • (no subject)

    О советской цензуре. Читаю вышедшую во второй половине 70-х годов прошлого века в респектабельнейшем издательстве «Наука» книжку, чей тираж, менее…

  • (no subject)

    Послесловие к «Французу». Поскольку без недостатков и недоработок обойтись невозможно, то вот мои претензии к картине Смирнова, которые, конечно, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments