Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Свадьба».
Не самый именитый фильм Павла Лунгина, но, безусловно, знаковый – для самого режиссёра, который, после нескольких лет жизни во Франции, решил вернуться в отечественное культурное пространство, первым шагом к чему стала игровая картина, снятая на материале русской провинции.
Те, кто помнил Лунгина по 90-м, должны были ужаснуться, ожидая повторения «Такси-блюз» или «Луна-парка», но режиссёр сумел обмануть алармистов: несмотря на то, что в картине хватает соответствующего колориту и жизнь тульского горняцкого посёлка не отличается ни достатком, ни ладом, ни эстетикой, фильм получился, на удивление, добрым и весьма сердечным. Оказалось, что Павлу Семёновичу не чуждо человеческое: не все соотечественники – это вставшие на две конечности тараканы.
Однако замечательный гуманистический посыл, пусть и с поправкой на московско-парижские аттитюды, не сумел, к сожалению, найти адекватного кинематографического выражения: вопреки очевидным драматургическо-постановочным стараниям, «Свадьба» грешит изрядным количеством неровностей.
Во-первых, фильму серьёзно мешает сюжетная избыточность, когда несколько самодостаточных линий, превращающих почти двухчасовую картину в развёрнутый кинороман, упрямо втискиваются в узенькие рамки полного метра. Спору нет, история майора Борзова, блистательного сыгранного Александром Семчевым, мечтающего вырваться из тульской глуши в Москву и одновременно влюблённого в эту глушь – до полного отказа тормозов, - захватывающа и увлекательна, но стоит ли её прочерчивать столь подробно, как это обстоит и с другими, совершенно второстепенными, ответвлениями?..
Во-вторых, удивительный для столь опытного мастера, за плечами которого множество и сценарных, и режиссёрских работ, прокол с задваиванием кульминации, когда эмоционально пиковый момент (главные герои – Таня и Миша – мчат на мотоцикле с их, ставшим общим, ребёнком) юзается дважды. Безусловно, это – очень выигрышное визуальное решение, но даже такое решение девальвируется, если им затыкаются бреши в повествовании.
В-третьих, и это наиболее печальное, совершенный провал с образом главного героя, который из центрального персонажа ленты превращён в нечто маловразумительное, в ходячую манную кашу, почти в лоха. На протяжении почти всей картины Миша пребывает в перманентном страдательном залоге: замуж его зовёт Таня, разыгрывая своё предложение в орлянку, Миша тут же соглашается; сразу после получки, которую пришлось ждать несколько месяцев, папа забирает у него все деньги, Миша обижается и садится играть на балалайке; друг Гаркуша, которому Миша поручил сохранить заначку, предназначенную на подарок невесте, эту заначку пропивает, но Миша не бьёт Гаркуше морду, а отправляется с ним на поиски приключений и т.п.
Единственный раз, когда главный герой получает шанс проявить себя мужчиной, случается в тот момент, когда невеста Таня, уже ставшая женой, признаётся, что у неё есть трехлетний сын, отданный в Детский дом. Миша соглашается признать его своим, - поступок однозначно достойный, но до обидного редкий: зрители давным-давно соскучились по самостоятельному поведению.
И если бы не колоссальное обаяние Марата Башарова, облагораживающее доставшегося ему непутёвого персонажа, фильм мог попросту рухнуть, поскольку, ошибись чуть с выбором актёра на главную роль, понять, отчего пентюху непрерывно везёт в этой недоброй жизни, было бы невозможно. Башарову же – веришь: к такому молодцу сбежит любая, не только бывшая подружка олигарха, оказавшаяся на мели…
О более мелких огрехах, главным образом сводящимся к монтажным прострелам, когда сведённые вместе куски отторгают друг друга ритмически и логически, распространяться не стану: обширность постройки может погрести под собой создателя, бывает.
Оценка: В-3.    

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Перефразируя великих. Когда я слышу слово "толерантность", рука сама тянется к нагайке.

  • (no subject)

    Экстенсивное развитие средств коммуникации, приводящее к возникновению такого феномена, как «социальные сети», просто обязано внести изменения в…

  • (no subject)

    Как должен называться роман о жизни профессионального бармена? «Мастер и «Маргарита».

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments