Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:

«Гроздья гнева».
Поставленный по одноимённому роману Джона Стейнбека фильм в Соединённых Штатах считается сугубой классикой: тема Великой депрессии не может не быть особо болезненной для самой успешной страны в истории, а потому её развёрнутое киноотражение обречено на попадание в анналы. Но мы живём в другом полушарии, а потому, отдавая должное непроходящей актуальности, способны увидеть в картине иные, собственно внутрицеховые, свершения.
Говоря пафосно, «Гроздья гнева» - это нескончаемая демонстрация режиссёрского мастерства Джона Форда, который, очутившись в совершенно безвыходной ситуации, сумел не только не потеряться, но, приняв вызов, достойно на него ответить.
Я не случайно упомянул о «безвыходности». Дело в том, что книга Стейнбека, в достоинствах которой трудно сомневаться, до чрезвычайности некинематографична. Чтобы из неё могло выйти нечто более или менее пригодное к экранизации, сценаристам следовало выписать на бумажку имена героев, место и время действия, после чего выбросить роман в корзину и сочинять – как Бог на душу положит.  
Но, к сожалению, этой естественной технологией воспользоваться было нельзя: «Гроздья гнева» в беллетристическом изводе оказались чрезвычайно популярными в США, а значит, как бы того не хотелось, пришлось бережно обходиться с первоисточником, обрезая, по возможности, лишние подробности.
В итоге, вместо социальной драмы, как то получилось у Стейнбека, сценарий представлял собой типичный роуд-муви, скрашенный несколькими эпизодами запредельной черствости и несправедливости по отношению к простым людям Америки.
Если бы не хватающие за сердце картины разорений и мытарств несчастных фермеров, сюжет свёлся бы к простому констатированию: «Двенадцать человек сели в автоколымагу и отправились за лучшей долей. Один из них по дороге отпал. Одиннадцать человек сели в автоколымагу и отправились за лучшей долей. Один из них по дороге отпал. Десять человек…» Когда их осталось семеро, история закончилась.
И вот с этой беспросветностью предстояло иметь дело Джону Форду. Чтобы совсем сгустить краски, следует добавить, что, вытягивая картину, ему было просто не на кого опереться. Одно дело, когда, при относительно слабом сценарии, есть выигрышная роль для любимого актёра, которой можно заткнуть прорехи, но в «Гроздьях гнева» не было и этого.
Даже замечательный Генри Фонда, которому достался Том Джоуд, был бессилен справиться с отсутствием драматургического материала: его герой, несмотря на матёрый бэк-граунд (срок за убийство и склонность к насилию), невнятнен, мелок, перифериен. Джоуд, которому по-хорошему, учитывая трибунную фактуру Фонды, следовало быть вождём забастовки на персиковых плантациях, отважным борцом с фруктовыми королями и их подручными, чтобы закончить жизнь на электрическом стуле, бросив, с шотландским акцентом, только одно слово: «Freedom!», – весь фильм плетётся в хвосте событий, с детской непосредственностью наблюдая, как у него пробуждается половое влечение классовое сознание…
Но Джон Форд, столкнувшись с неподъёмностью задачи, не стал унывать и выдал столь умелое, столь плотное кинополотно, которое, несмотря на структурную провальность, два с лишним часа воспринимается как захватывающее, волнующее повествование, в котором нет и намёка на моральное устаревание. 70 лет для такого фильма – совсем не срок.

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Если взглянуть на то, как трактуют в России новейшую историю Испании, то картина получается если не идеальной, то весьма вдохновляющей. Просвещённый…

  • (no subject)

    Попытка Советского Союза установить доминирование в Центральной Европе, которая досталась ему по результатам Второй Мировой войны в качестве трофея,…

  • (no subject)

    Традиционный наш упрёк Западу заключается в том, что он недооценивает наш, русский вклад, в великие исторические свершения, прежде всего в разгром…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • (no subject)

    Если взглянуть на то, как трактуют в России новейшую историю Испании, то картина получается если не идеальной, то весьма вдохновляющей. Просвещённый…

  • (no subject)

    Попытка Советского Союза установить доминирование в Центральной Европе, которая досталась ему по результатам Второй Мировой войны в качестве трофея,…

  • (no subject)

    Традиционный наш упрёк Западу заключается в том, что он недооценивает наш, русский вклад, в великие исторические свершения, прежде всего в разгром…