Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Край».
Сопровождаемый непустячной рекламной кампанией, в которой засветились такие тяжеловесы, как глава РЖД Владимир Якунин, подстёгиваемый сообщениями о выдвижении от России на премию «Оскар» фильм Алексея Учителя наконец-то вышел на экран и стал печальным, но поучительным примером, что работа до седьмого пота сама по себе ещё не гарантирует выдающегося результата.
Про «Край» любили упоминать, что сценарий переписывался более сотни раз. Фанатизм режиссёра, безусловно, впечатляет, но, видимо, в этом заключает рок нынешнего отечественного кинематографа, когда-то давным-давно прогневавшего бога Сценариуса: даже сотня с лишним редакций не спасла конечный продукт от расхлябанности и натужности.
А начиналось всё очень бодро. Демобилизованный танкист, которого терзают полученные контузии (подробное изложение переживаемых при этом видений – первый тревожный звоночек фильма), прибывает в сибирскую тьмутаракань, с вызывающей восхищение изобретательностью названной «Край».
Фактурный мужчина Игнат в исполнении Владимира Машкова быстро наводит шороху в режимной глуши, отбирая у местного машиниста и паровоз, и бабу. Машинист обиды не прощает и устраивает новичку аккуратную подлянку, отчего Игнат, продолжающий показывать, кто теперь в доме хозяин, лишается паровоза, но не бабы, потому что бабы таких бедовых демобилизованных не забывают. Игнату бы угомониться, сообразив, что здесь свои понятия, но не таков наш герой, потому, едва прослышав о заброшенном в тайге локомотиве, он отправляется на его поиски. До сих пор всё было здорово, дальше пошли мощные и особо достоверные прогоны.
Разыскиваемый локомотив не просто стоит в тупике, в нём живёт немецкая девушка, вырвавшаяся из лап НКВД. Одна. Четыре года. В лесу. Ни умом не тронулась, ни зверю обедом не стала, ни «подснежником» не вынырнула по победной весне, даже зубы умудрилась сохранить – белые, ровные, здоровые.
Эльза не слишком рада Игнату, встречая его пальбой из двухстволки, но мужчина так увлечён найденной железякой, что не слишком обращает на это внимание. Более того, довольно скоро ему удаётся вовлечь девушку в совместную работу по реанимации паровоза и постройке временного моста.
Когда мост готов, Игнат разгоняет свою стальную машину и проскакивает над водной гладью. Эмоционально эта сцена является кульминацией картины, после чего излишне что-либо ещё добавлять, однако, к сожалению, фильм заканчивается через час, и этот час приходится чем-то заполнять.
Поскольку паровозная тема почти исчерпана, - правда, вернувший себе высокое звание машиниста Игнат вместе со своей помощницей немецкой национальности погружаются в тюнинг свежеобретённого локомотива, получающего имя «Густав», - приходится выезжать за счёт любовной коллизии.
Фронтовик и вообще победитель не может определиться, с кем он – с простой русской бабой Софьей, не знающей ни смущения, ни удержу, или с загадочной Эльзой. Понятно, что он всем сердцем с Эльзой, что грубит и хмурится лишь для виду, что зовёт её «немчурой» от застенчивости, и вообще пора эту санту-барбару сворачивать, но авторам неймётся, и потому сидишь и ждёшь, когда наконец приедет многократно обещанный Фишман и вернётся давно утерянный драйв.
Фишман всё-таки приезжает, и тут закручивается такое, что лучше бы никакой Фишман не приезжал, потому что нагромождение нелепиц, сопровождавшее появление в сибирской тайге немки Эльзы, это – цветочки по сравнению с той неостановимой феерией, которую устраивает майор НКВД (Сергей Гармаш). Это действительно жесть – бессмысленная и беспощадная…
Впрочем, всё упреки, сколь бы справедливы они ни были, не имеют никакого значения, поскольку более чем ясно, что свой фильм Алексей Учитель делал для западной, преимущественно европейской, аудитории, и, с этой точки зрения, он угадал: там это должно пойти на ура (темы медведей, сталинских репрессий и загадочной восточнославянской души раскрыты).
Оценка: В-4.

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Одной из, как теперь становится понятным, важнейших сфер, где Советский Союз категорически проигрывал Западному миру, была область развлечений.…

  • (no subject)

    Роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» полезен в качестве пособия начинающему беллетристу как иллюстрация того, что книгой должна владеть одна мысль,…

  • (no subject)

    Роман Мориса Симашко «Маздак», вышедший в 1971 году, т.е. в то время, когда советского человека, уже накопившего первый жирок в период…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • (no subject)

    Одной из, как теперь становится понятным, важнейших сфер, где Советский Союз категорически проигрывал Западному миру, была область развлечений.…

  • (no subject)

    Роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» полезен в качестве пособия начинающему беллетристу как иллюстрация того, что книгой должна владеть одна мысль,…

  • (no subject)

    Роман Мориса Симашко «Маздак», вышедший в 1971 году, т.е. в то время, когда советского человека, уже накопившего первый жирок в период…