Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:

Фильм Георгия Данелия «Не горюй!»,
при всех своих очевидных и несомненных достоинствах, не может быть отнесён к числу безупречно сделанных киноработ. Причина этого заключается в допущенной авторами сценария категорической перемене жанра, возникающей во второй половине ленты, когда лёгкая, непритязательная комедия вдруг превращается в жёсткую драму с целой чередой смертей.

Безусловно, такой приём обладает огромной эмоциональной силой (только что мы смеялись взахлёб, и тут началось такое, что слёз уже точно не сдержать), и весьма соблазнительно взять его на вооружение, время от времени устраивая публике пробирающий до печёнок сюрприз.

Однако, с другой стороны, подобные кульбиты вряд ли могут считаться «честной игрой», когда очевидные сценарные недостатки скрываются в мощном взрыве зрительских переживаний, волна которых позволяет уйти от необходимости сочинять естественную, прямо вытекающую из всего хода событий развязку.

Дело в том, что фильм «Не горюй!» представляет собой набор великолепно придуманных, но, к сожалению, не слишком связанных между собой эпизодов, своего рода концерт, составленный из отменных эстрадных номеров, которые сцеплены друг с другом не логикой рассказываемой истории, но личностью главного героя, который умудряется всё время попадать в какие-то переделки. Сюжета как такового практически нет, есть лишь некая его намётка, пунктирно обозначенная попытками доктора Глонти жениться на дочери коллеги.

Это выглядит очень мило и временами трогательно, но, по мере приближения к концовке, становится всё более и более любопытно, как Данелия и Габриадзе, сведя воедино разбежавшиеся в разные стороны эпизоды, не только устроят судьбу неженатого доктора, но объяснят смысл всех этих шатаний, пояснив, зачем, например, на экране появляются герои Фрунзе Мкртчяна или Евгения Леонова, оставаясь, конечно же, в рамках избранной комической стилистики.

Но, вместо этого, нас ожидает настоящее потрясение, когда, один за одним, умирают трое непоследних персонажей, включая старика Цинцадзе и его дочь, а новорожденный ребёнок остаётся круглой сиротой. Естественно, что на обугленных руинах прежнего уютного мира, где, казалось, невозможно никакое подлинно фатальное несчастье, уже не до бесчувственных расспросов сценаристов про то, как они планировали выкручиваться, не прибегая к чрезвычайным средствам в виде серийного мора, и потому откровенно чужеродный финал уже не режет глаз своей фальшивостью.

Чтобы понять, насколько подобные уловки неуместны, что, раз выбрав стезю, следует её придерживаться, вне зависимости от того, сколь бы завлекательным ни казалось вывернуться, используя оружие массового зрительского поражения, достаточно представить, что в появившейся почти одновременно «Бриллиантовой руке» Леонид Гайдай не стал бы заморачиваться, выстраивая разоблачение и поимку банды Шефа, но просто загнал бы гражданина Горбункова вместе с семейством под грузовик. 

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Если взглянуть на то, как трактуют в России новейшую историю Испании, то картина получается если не идеальной, то весьма вдохновляющей. Просвещённый…

  • (no subject)

    Попытка Советского Союза установить доминирование в Центральной Европе, которая досталась ему по результатам Второй Мировой войны в качестве трофея,…

  • (no subject)

    Традиционный наш упрёк Западу заключается в том, что он недооценивает наш, русский вклад, в великие исторические свершения, прежде всего в разгром…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment