Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Распад Советского Союза и последовавшая за этим ликвидация единого информационного и смыслового пространства
лишили нас иерархизированной структуры культуры, где, наряду с общеимперским уровнем, существовал самостоятельный местный, обладающий, помимо узкого, смыкающегося с этнографическим, содержания, ещё и вполне суверенным значением, которое, демонстрируя особость, претендовало на востребованность в рамках всей Ойкумены.
Особенно нагляден этот процесс в сфере отечественного кинематографа, когда, после исключения окраинных студий, отвечающих за неимперский колорит, мы остались с тремя центрами производства, расположенными в Москве, Питере и Екатеринбурге, которые, учитывая изначальную слабость базы и естественное вымывание кадров, сократились де-факто до одного – московского.
С этим можно было бы примириться, сославшись на то, что теперь у нас – национальное государство, а значит, локальные подробности приносятся в жертву ползучей унификации, если бы не неотменяемые протяжённость и разнообразие России, не находящие своего адекватного отражения.
Нельзя, разумеется, сказать, что российская провинция оказалась полностью лишённой внимания отечественных кинематографистов. Как ни странно, но про Замкадье у нас тоже снимается игровое кино, а не только одни сериалы, однако беда в том, что эти фильмы, талант создателей которых отрицать невозможно, построены на московском взгляде и представляют собой внешнюю рефлексию. И если в литературе провинция ещё способна размышлять о себе на собственном языке, то в кинематографе она этого уже лишена.
Потому, в качестве важной меры, направленной на инициирование диалога между столицей и остальной страной, можно было предложить стимулирование возникновения регионального кино, которое имело бы преимущественно недокументальный характер. Естественно, задача эта, по причине асимметричности России, чрезвычайно трудна, но выполнима.
Пионером в этом деле мог стать, разумеется, Петербург, обладающий не только функционирующими киностудиями, но и, что не менее ценно, соответствующий мотивацией. Причём, и это необходимо подчеркнуть, ориентироваться следует не на создание рекламного ролика про «город над вольной Невой» полнометражной протяжённостью, но на появление такой картины, которая, при её экспорте в иные веси, потребует перевода с питерского на общедоступный русский либо развёрнутого комментария. Конечно же, ни о каком коммерческом потенциале, в данном случае, говорить не приходится, но, учитывая неблестящие прокатные показатели адресованных всем россиянам лент, ещё одна прореха в бюджете ФАКК последней соломинкой не станет.  
Интересно, что подобные попытки уже предпринимались – Алексеем Балабановым. Нет, речь идёт не о фильме «Брат-1», как можно было подумать, а о ленте «Мне не больно», где добрую треть метража нельзя квалифицировать иначе как ЧПХ («Чисто питерская х-ня»), вызывающую одновременно недоумение и восторг. К сожалению, Балабанов довольно скоро свернул на проторенную дорожку мелодрамы, оборвав свой эксперимент, чем крепко испортил впечатление: вариаций «Дамы с камелиями» существует достаточно, а вот ЧПХ от непоследних в нашем кино деятелей – это действительно незаурядно.

Tags: Культура
Subscribe

  • (no subject)

    Идущая полемика по поводу судьбы Никола Пашиняна, которому то ли оставаться у власти, то ли отправляться в тюремную камеру, понятна, но не слишком…

  • (no subject)

    Чтобы верно оценить, являются ли подписанные в ночь на 10 ноября соглашения об урегулировании конфликта в Арцахе поражением России или нет, следует…

  • (no subject)

    Очередной раунд армяно-азербайджанского противостояния породил очередную же волну рассуждений на тему того, что во всём этом виновата Россия,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments