Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Знающие люди говорили, что поляки крепко подвинуты на некротематике,
но, не решаясь спорить с корифеями, я не слишком придавал этому значения, пока сам не обнаружил, пусть и весьма специфическое, подтверждение этого наблюдения.

Неприятное прозрение настигло меня в тот момент, когда на экране шёл фильм Кшиштофа Занусси «Год спокойного солнца». По сюжету картины, в один из польских городов, недавно де-факто перешедших под суверенитет Польши, прибывает группа американских военных, целью которых является поиск могилы расстрелянных немцами лётчиков.

Поскольку расследовательский мотив не является для Занусси, в отличие, например, от Алана Паркера, основным, то захоронение это находят быстро – благодаря счастливому стечению обстоятельств.

Теперь, внимание, вопрос: как можно, чисто кинематографически, проинформировать зрителя, что задание, которое перед собой ставила американская миссия, выполнено?

Самый элементарный вариант такой: вдалеке, вытянутым прямоугольником, темнеет раскопанный ров, вокруг которого суетятся люди в форме. Всё предельно ясно и лаконично…

Но Занусси отнюдь не удовлетворяет подобная простота. После дальнего плана, который, собственно, вычерпывает мессадж до дна, режиссёр переходит на крупный, и мы видим полтора десятка обгорелых скелетов на дне обложенной брёвнами траншеи, с которыми проделывают разнообразные манипуляции – их вынимают, укладывают в гробы, рядом с ними вешают номерки…

Такое увлечённое живописание сожжённой человеческой плоти производит жуткое впечатление, однако для Занусси и этого оказывается мало. Далее камера выхватывает разделочный стол, к которому, энергично натягивая резиновые перчатки, подходит прозектор, принимающийся копошиться в закопчённых останках – искать по карманам вещдоки, деловито демонстрируя обнаруженные фото, стягивать, распоров голенище ножом, то, что прежде было обувью…

Но и это ещё отнюдь не конец некромантского пиршества. Камера вновь ныряет на дно могилы, чтобы полюбоваться тем, как эффектно выглядят чёрные-пречёрные тела на бледно-коричневом песке, чтобы, выбравшись, показать окрестности – полные пришедших поглазеть на эксгумацию местных жителей, среди которых затесались и дети. Удивительное дело, но район официальными властями не оцеплен, всякий желающий может поучаствовать в бесплатном представлении…

Это упоение мертвечиной не носит случайного характера. Его невозможно списать на внезапное удачное стечение обстоятельств: такой эпизод, с привлечением сапёров, бутафоров, костюмеров, массовки, планируется заранее и очень тщательно.

Более того, его не получится оправдать нынешней безбрежной свободой художественного творчества, когда увлечённому режиссёру нельзя сказать слова поперёк: «Год спокойного солнца» вышел в 1984 году.

Наконец этот кусок попросту лишний: полное его изъятие, с заменой на одну уточняющую реплику, ничего не изменит в самом фильме, который посвящён совершенно другому – не сложившемуся счастью двух людей, принадлежащих разным культурам.

Однако Занусси решил, что должно быть именно так, а не иначе, и лично мне от этого факта не отмахнуться. 

Tags: Польша
Subscribe

  • (no subject)

    Фильм «Казино “Рояль”» 1967 года, при всей своей своеобразности, оказывается полезен в качестве учебного пособия для всякого начинающего…

  • (no subject)

    Борьба с испытываемыми широкими массами чувствами национальной исключительности, сопровождавшаяся старательным шельмованием шовинизма и прочего…

  • (no subject)

    О последнем на сегодняшний момент эпизоде из Третьей трилогии «Звёздных войн» трудно сказать что-нибудь положительное: исшаивание саги слишком явно,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments