«Сатисфакция».
Размышляя об этой картине, невозможно пройти мимо её сравнения с работой «Квартета И» «О чём говорят мужчины», тем более что автор сценария, продюсер и исполнитель главной роли сделал всё, чтобы такое сопоставление не оказалось случайным и спонтанным, но было вдумчивым и пристрастным: скандал, инициированный в Сети Евгением Гришковцом, обязывает.
Однако в подобной операции нет нужды: если «О чём говорят мужчины» - это столь нечастая в нашем нынешнем кино удача, когда соотношение между ожиданием и явленным результатом едва ли не идеально, то «Сатисфакция» - это произведение, имеющие до крайности факультативный интерес – с откровенно педагогическим уклоном. Словом, напрасно Евгений Валерьевич затеял всю эту бузу: картина тихонечко бы проскочила по экранам, не вызывая дополнительного сарказма у тех, кто её уже увидел, и недоумения у тех, кого посмотреть её сподвиг страстный монолог уязвлённого творца.
Я не случайно упомянул о «педагогическом уклоне», поскольку главное и, пожалуй, единственное достоинство «Сатисфакции» - это дерзновенная борьба молодого режиссёра Анны Матисон, дебютирующей этой работой в полнометражном игровом кино, за спасение фильма, которому на роду написано провалиться с треском, во-первых, по причине скверного сценария (низкий поклон Евгению Валерьевичу), во-вторых, из-за крайне невыразительной игры главных героев и особенно Александра (ещё один низкий поклон Евгению Валерьевичу). Анна Матисон старалась – отчаянно, но справиться с трёхголовым чудовищем (и снова поклон Евгению Валерьевичу) оказалось выше её сил. Честно говоря, мне трудно предположить, кто смог бы в этой ситуации, когда на руках нет ни одного козыря, сделать что-либо большее: она, по крайне мере, рискнула.
Впрочем, первые десять экранных минут не были катастрофическими. Да, из Евгения Гришковца воротила строительного бизнеса – как из пластилина пуля, и никакие чёрные очки, трёхдневная щетина и наклонность к рукоприкладству на рабочем месте не симулируют напрочь отсутствующую харизму выжившего в 90-е… Да, сцена, когда олигарх Александр выскакивает из своего лимузина, чтобы спасти заметавшуюся на трассе собачку, смотрится запредельной даже для искромётного таланта Гришковца-сценариста…
Но всё это извинительно, пока сохраняется хоть какая-то интрига, точнее надежда на неё. По прошествии десяти минут и эта надежда улетучиваются.
Во-первых, рушится линия с изменой нынешней супруги Александра: выясняется, что с ней кобелирует его лучший друг и первый помощник Дмитрий, потому никакого интригующего расследования, когда невозможно до последней секунды предсказать, что же там на самом деле случилось, не предвидится.
Во-вторых, моментально отыгрывает действительно оригинальная находка: устроить дуэль между обманутым мужем и удачливым любовником – на рюмках, выясняя, кто кого перепьёт. Однако этот нетривиальный ход совершенно нивелируется необходимостью в течение предстоящих часа двадцати наблюдать за разговорами хмелеющих мужиков (тот, кто хоть раз присутствовал трезвым на подобных мероприятиях, знает, какой это ад).
Кроме того, ставкой в этом поединке оказывается не жизнь, не имущество, не честь, но всего лишь место жительства: по условиям дуэли, Дмитрий уедет из города в любом случае; один или с миллионом долларов и возлюбленной – это и предстоит уточнить по ходу пьянки. Для высококлассного специалиста, который к тому же не обременён семьёй, найти работу в другом регионе не представляется неразрешимой задачей, потому, вместо запланированного напряжённого переживания, у зрителя сплошное недоумение: наставлять рога боссу Дмитрия никто не заставлял, накосячил – отвечай, и считай, что легко отделался…
Дальнейшее – предсказуемо и однообразно. Мужчины пьют, отважно мешая напитки, и трепятся. Поскольку базары под бухло – вещь чересчур маловысокохудожественная, Гришковец стремится вывернуться за счёт настойчивого ностальгирования, когда персонажи ударяются в воспоминания, призванные разогнать клубящуюся в зрительном зале скуку. Однако, исполняемые на два голоса, дембельские аккорды имеют противоположный эффект: скука усиливается, густея до консистенции зелёной тоски.
Единственной отдушиной оказывается попытка ввести в повествование второй план, показав персонал ресторана, где, собственно, и проходит алкогольный поединок: вынужденные маяться от безделья повара, официанты и посудомойка неожиданно органичны, колоритны и гораздо увлекательнее, чем два колдыря, Александр и Дмитрий, которые, достаточно нагрузившись, принялись исповедоваться друг другу.
По счастью, этот сеанс групповой психотерапии с горячительным не вечен. Дмитрий, по причине своей худощавости, наконец-то сходит с орбиты и засыпает. Александр победил, можно будить друга-врага и пинками выгонять его из города, но, вместо этого, наш главный герой рыдает и, в этих очистительных слезах, обнаруживает силы простить, а перед ним простирается Байкал. Оптимистический финал: Дмитрию, вместо того, чтобы паковать вещи, предстоит все выходные готовить документы для полного отчёта в понедельник утром…
Что ж, суровые мужчины иногда плачут, и от этого им становится легче; но что делать суровым зрителям, пережив такое?..
Оценка: А-4.
-
(no subject)
О миролюбии. Годы, проведённые в детском саду, в средней школе (высшая школа, пожалуй, на это оказывает меньшее влияние), формируют одну любопытную…
-
(no subject)
Году в 87-м мы всей семьёй отдыхали в славном районе южной столицы России – местечке Хосте. Время тогда было советское, пансионатов на всех не…
-
(no subject)
В одной из студенческих компаний столкнулся за столом с Мариной – вертлявой, капризной, непрерывно смолящей девушкой, в недорогом костюме, заметно…
- Post a new comment
- 3 comments
- Post a new comment
- 3 comments