Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Суворов».
Сегодня режиссёр Всеволод Пудовкин, который, если кто позабыл, снял вошедшую в число двенадцати лучших фильмов всех времён и народов ленту «Мать», не слишком популярен: иные времена, иные приоритеты.
Это понятно и не слишком предосудительно, однако, отторгая откровенную политическую ангажированность Всеволода Илларионовича, который был правоверным коммунистом и, в отличие от многих своих коллег, фигу в кармане не лелеял, было бы нерачительно отказываться от тех открытий, тех наработок, которые скопились у него на протяжении всей его разноплановой карьеры, которая отнюдь не замыкалась одним лишь режиссёрским амплуа.
Так, например, он, возможно, сам того не сознавая, преподал полезный урок того, как следует снимать военно-историческое кино, выпустив накануне Отечественной войны на экраны фильм «Суворов». Эта лента обязана была стать эталонной классикой, однако в годы поздней Советской власти не слишком пользующейся начальственным расположением по причине геополитического порядка: в «Суворове» чересчур часто поминалась недобрым словом Польша, что было естественным для довоенной эпохи и почти скандальным для – послевоенной, поскольку чувства важнейшего союзника по соцлагерю следовало щадить.
Если поставлена задача сделать кино о великом русском полководце, то самое простое, самое очевидное, что возникает в сознании после того, как получена отмашка, это превратить фильм – в одно непрерывное сражение, чтобы зритель ни секунды не мог прийти в себя от орудийного грохота, свиста пуль, лязга сабель, яростных криков, стонов раненых и т.п. Атака сменяется контратакой, наступление, отступление, лях, русский колит, рубит, режет, бой барабанный и прочие прелести оборонного кинематографа…
Пудовкин поступает иначе. Он понимает, что увлечение войнушкой, которую, при всём желании, будучи ограниченным в ресурсах, крайне сложно разнообразить визуально, способно погубить фильм, и потому предельно тщательно выстраивает сюжет так, чтобы детально и подробно показать только один бой, который станет одновременно кульминацией и финалом картины.
Реализуя свой замысел, режиссёр действует очень ловко: он не избегает батальных сцен, но нам показывают поле сражения тогда, когда победа уже одержана, как в Польской и Итальянской кампаниях, либо когда боевое столкновение даётся пунктиром, как в случае с Сен-Готардом. Развёрнутого рассказа удостаивается единственный эпизод Швейцарского похода – захват Чёртова моста, который получает соответствующее эмоциональное и смысловое обрамление: русские войска полностью окружены, им остаётся либо прорваться под ураганным огнём неприятеля, либо погибнуть.
Ситуация достигает максимального драматического накала, чтобы разрешиться молодецким натиском суворовских чудо-богатырей, которых ничто и никто не остановит. Здесь, когда вопрос стоит либо пан, либо пропал, важна каждая деталь, потому Пудовкин притормаживает действие, наращивая препятствие за препятствием, чтобы зритель смог также сильно желать успеха нашим, как того желают сами гренадеры, расстреливаемые французами в упор. 
Один из пролётов моста рушится, и кажется, что это катастрофа и разгром; но вот наскоро разобрана горная хижина, вот офицерскими шарфами связаны брёвна, захлебнувшаяся было атака продолжается, и уже сам Суворов выхватывает шпагу, ведя за собой второй эшелон…
К этому невозможно что-либо добавить: всё сказано; послесловия и эпилоги – ненужное разъяснение того, что зритель только что ощутил и пережил; Пудовкин поборол в себе желание улучшить и без того цельное и завершённое, и потому на экране появляется единственно уместный сейчас титр: «Конец». 

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    «Пришла и говорю». Этот музыкальный фильм с участием Аллы Пугачёвой отнесли к числу худших картин 1985 года, несмотря на неплохие прокатные…

  • (no subject)

    «Опасный элемент». Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо…

  • (no subject)

    Фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата», снятый в 1975 на студии «Таллинфильм» Григорием Кромановым – один из тех нечастых примеров, когда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments