Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Гоголь. Ближайший».
Легитимистская ветвь обширного и властного клана Бондарчуков продолжает терзать драгоценные всякому русскому имена, представляя публике третий байопик, на этот раз посвящённый Николаю Васильевичу Гоголю, вовлекая в работу весь личный состав, как это и положено в приличных домах: мама, папа, брат, сестра…
Картина о Гоголе, тем более явным образом ориентированная на его последние годы, не может не носить религиозного оттенка: у любого, кто обратится к этой теме, просто не будет выбора. Однако вступающего на зыбкую стезю парарелигиозного кино ждёт серьёзное испытание на внутреннюю зрелость и творческую состоятельность, поскольку самый простой и потому ведущий прямиком в пропасть способ представить такую тематику заключается в спекулировании расхожими, узнаваемыми символами, за которыми скрывается авторская поверхностность и легковесность.
Настойчивое нагружение кадра крестами, куполами, троеперстиями, иконостасами, групповками монахов и богомольцев, актуальное, если режиссёром ставится цель взять приз на фестивале «Золотой витязь», для более требовательного зрителя есть лишь демонстрация тотальной художественной беспомощности, когда подлинная драма отношений человека с Богом подменяется сусальностью видовой киносъёмки.
Гоголь, всякий, кто всматривался в его судьбу, это знает, – слишком трагическая в истории нашей литературы фигура, чтобы превращать его в повод для пошловатых экранных чудачеств. Фильм о его уходе не имеет права выглядеть как румяное зрелище с толикой горчинки, нет, это должна быть очень тяжёлая для восприятия, по-настоящему мучительная картина, когда зритель разделяет вместе с героем его ужас, отчаяние, раскаяние, тоску, когда все сто минут невероятной силы давильня расплющивает и того, и другого, чтобы смерть в финале воспринималась как истинное избавление – для обоих.
Но, чтобы, по крайней мере, попытаться приблизиться к Гоголю, нужно обладать громадным талантом и великой страстью, которых у режиссёра нет и не будет: вместо вынесшего самому себе безжалостный приговор, раздираемого невыносимой болью гения на экране – носатый чудак в рыжеватом парике, ничуть не изменившийся внешне за пятнадцать лет, вечно дёргающийся да таращащий глаза, попавший сюда прямиком из студенческого капустника.
Чувствуется, что Наталье Бондарчук нет дела до трагедии Гоголя, ей просто неинтересны все эти метафизические материи, от которых она стремится отделаться поскорее, чтобы перейти к тому, что её действительно занимает – «Гоголь и его бабы».
Из биографии Николая Васильевича известно, что он не был ловеласом, но для увлечённого режиссёра нет препятствий, и потому нас ожидает даже нечто вроде любовного треугольника, когда Гоголь разрывается, словно князь Мышкин, между героинями Анастасии Заворотнюк, уверенно подтвердившей репутацию одной из худших современных актрис, и Марии Бурляевой, в иных ракурсах – вылитого Сергея Безрукова в кудряшках.
Однако природная скромность сдержала авторскую руку и мы не смогли насладиться сценой соблазнения великого писателя – прямо над ночным горшком: Заворотнюк, из которой уже не вышибешь её звёздную сериальную роль, едва не наскакивала на проглотившего аршин партнёра… И это действительно печально, потому что переформатирование откровенно провалившейся картины в незамутнённый, безбашенный трэш, в духе не к ночи помянутого «Гитлер капут», могло, парадоксальным образом, отчасти выправить дело: культовый статус «Гоголю» был бы обеспечен.
Впрочем, не всё потеряно. В одном из эпизодов Мария Бурляева читает отрывок из «Бедных людей», делая это с таким напором, что закрадывается нехорошее подозрение: следующей жертвой креативной горячки неугомонной Бондарчук станет именно Достоевский. Что ж, Фёдор Михайлович даст разгуляться: скучно точно не будет…  
Оценка: А-5. 

Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Установленный в Великом Новгороде памятник «Тысячелетие России» состоит из трёх частей. На самом верху – ангел с крестом и олицетворяющая страну…

  • (no subject)

    Пока об этом нет времени задумываться – украино-бандеровские войска ещё топчут землю Новороссии, – но рано или поздно, одержав победу в войне,…

  • (no subject)

    С некоторых пор серьёзно озабочен неизбежным тупиком в развитии коммуникативных средств. Важнейшим, после появления письменности, изобретением был…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments