Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Знакомство с подлинными документами эпохи
способно серьёзно подорвать уютные представления, сложившиеся на её счёт. Возьмём, для примера, 1937-й год. Из сегодняшнего далёка понятно, что тогда был ужас-ужас-ужас, «мы живём, под собою не чуя страны», десять лет за невинный анекдот и прочие прелести уже наступившего Большого террора: люди пикнуть боялись – не то что выступать против линии Партии…
Но не всё так однозначно. Доказательством тому – небольшой эпизод из истории советской кинематографии.
Пятого марта 1937 года выходит постановление Политбюро ЦК ВКП (б) о запрете постановки фильма «Бежин луг», который Сергей Эйзенштейн снимает по сценарию Александра Ржешевского (для тех, кто не знает, уточню: это не экранизация тургеневского рассказа, а более чем актуальная картина о коллективизации в деревне и борьбе против кулачества):
«1) Запретить эту постановку ввиду антихудожественности и явной политической несостоятельности фильма. <…> 4) Обязать т. Шумяцкого разъяснить настоящее постановление работникам кино, а на виновников столь длительной затяжки с запрещением этой ошибочной постановки наложить административное взыскание».
Казалось бы, дальнейшее предсказать нетрудно. Постановление Политбюро – это хуже приговора: приговор можно обжаловать, постановление – навсегда. Киноотрасль, надо полагать, в прострации и смятении, режиссёры разбегаются по окраинным студиям, Эйзенштейн сушит сухари и прощается с близкими…
Однако двадцать восьмого марта того же года Борис Шумяцкий, начальник Главного управления кинематографии, пишет докладную записку на имя Молотова, полную совершенно изумительными подробностями:
«Запрещение постановочных работ по фильму «Бежин луг» встречено определёнными элементами, не разделяющими линию партии в вопросах искусства, буквально со звериной злобой. Не рискуя выступать открыто против решения ЦК, они мобилизуют все силы, чтобы дискредитировать это решение путём клеветы на нас – проводников этого решения.
Дело доходит до того, что в Союзе писателей втайне от его секретаря т. Ставского собиралось уже заседание писателей и драматургов, чтобы выработать линию защиты Эйзенштейна и дискредитировать меня, как душителя «гениального художника мира С. Эйзенштейна. <…>
Но хуже всего то, что всю эту кампанию активно поддерживают некоторые органы нашей печати, за исключением «Правды». Они это делают, как, например, газета «Известия», путём полного замалчивания решения ЦК партии о запрещении «Бежина луга».
Не менее возмутительна позиция зав. Отделом культпросвета ЦК т. Ангарова и зав. Сектором кинокультпросвета ЦК т. Тамаркина. Вместо помощи нам в проведении решении ЦК о «Бежином луге» тт. Ангаров и Тамаркин используют своё положение партийных работников, чтобы дать всей групповщине Эйзенштейна орудие политического шельмования нас – партийцев кино, проводящих линию партии в вопросе об антисоветской постановке Эйзенштейна. <…>
Весь этот бунт представителей мелкобуржуазной богемы привёл на днях к тому, что в нашей Московской киностудии («Мосфильм») её дирекция в лице тт. Бабицкого и Сокольской собрала на просмотр запрещённого «Бежина луга» не только кинематографистов, но и писателей, особенно апологетов «гения» Эйзенштейна. На этом просмотре не только показывался материал запрещённого ЦК фильма, но и была дана возможность Эйзенштейну выступить с пространным докладом о том, что он ещё не снял. Эйзенштейн придал своему выступлению характер апелляции на запрещение постановки. <…>
Прошу Ваших указаний». 
Это поистине трогательно: первый человек в кинематографе жалуется второму человеку в государстве, что его травят и не дают выполнять свои обязанности, а некоторые его подчинённые устраивают подпольные сходки, и он ничего не может с этим поделать.
1937-й год. В самом разгаре ежовщина, «чёрные фары у соседних ворот», а тут мелкобуржуазная богема на семь сторон света посылает заслуженного большевика и, по статусу, наркома Шумяцкого. И ничего ведь, черти, не страшатся…

Tags: История
Subscribe

  • (no subject)

    Происходящее сегодня вызывает у меня сильнейшее дежавю, словно бы я провалился ровно на тридцать лет назад в весну 1990. Тогда «освободительная…

  • (no subject)

    Поразительно, конечно, как за считанные месяцы и даже недели вся изумительно выстроенная пирамида современной жизни скатилась в архаику. Вся…

  • (no subject)

    В последнем фильме Алексея Германа-младшего есть любопытная короткая сценка. Главный герой приходит в одну из больших ленинградских квартир, где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments