Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Культ Тарковского,
в числе составных элементов, предполагает педалирование темы гонений, которая, впрочем, подаётся достаточно селективно, сводясь к произволу чиновников, отлучавших гения от профессии, в то время как о непонимании со стороны коллег упоминается довольно глухо и безадресно.
В целом, такую осторожность несложно понять: спустя десятилетия неловко ссорить заслуженных людей; но затушёвывание этого обстоятельства существенно обедняет картину реальной жизни кинематографической отрасли той эпохи, когда подлинное кипение страстей заменяется сдержанной мудростью современников, угадавших и принявших неуживчивый талант.
Сейчас, разумеется, легко выбрать правильную сторону, но, стоит мысленно перенестись в 70-е, когда ещё ничего не решено, то у недоброжелателей Тарковского могут обнаружиться вполне житейски обоснованные претензии к тому особому положению, которое занял этот человек в советском кино. И действительно, если отвлечься от навязанных постфактум клише, то ворчание многих и многих отечественных режиссёров по поводу дутой славы и мнимого дарования окажутся, по крайне мере, извинительными…
Одно дело – строить свою карьеру, когда тебя запускают со сценариями про секретарей обкомов, отважных пограничников или передовых инженеров, чтобы на этом абсолютно мёртвом, выжженном и высушенном материале, где расчерчена и залитована каждая клеточка, попытаться хоть как-то заявить о себе.
И совсем другое, когда тебе разрешают в сорок с небольшим лет снять автобиографическое кино, построенное на обладающих уникальным суггестивным потенциалом детских воспоминаниях, вдоволь наигравшись с перетекающими друг в друга пластами реальности, иначе говоря, обладая полной и ничем не стеснённой творческой свободой.
Справедливо ли среди нескольких десятков постановщиков, многие из которых, наверное, обладали биографией, которая, воплотись она на экране, затмила бы и «Амаркорд», и «Зеркало» разом, выбирать одного – для этого, безо всякого преувеличения, царского дара, поскольку очевидно, что второго такого фильма, в рамках советской киноиндустрии, уже не будет – по причинам и творческим, и финансовым?
Вопрос открыт, ибо это для нас ясно, что Тарковскому позволено всё, потому что он – Тарковский, и, если для того, что бы он мог работать, следовало закрыть несколько проектов, их нужно было закрыть; у непосредственных участников могли быть иные мнения.
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    О том, как не надо защищать Бориса Николаевича. Довелось прослушать небольшой монолог крепко постаревшего Жванецкого в похвалу Первого президента…

  • (no subject)

    Попался на глаза выпуск передачи «Час пик» от 9 июня 1994 с участием Егора Гайдара. С момента выборов в Первую Государственную Думу прошло чуть…

  • (no subject)

    Просвирнин. Вторым поводом посетить ток-шоу с членами Комитета 25 января было желание увидеть живьём Егора Просвирнина, чтобы сопоставить два образа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment