Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Небольшой мастер-класс по сценарному делу можно обнаружить
у незаслуженно забытого ныне Феликса Миронера, начинавшего вместе с Хуциевым, но ушедшим из режиссуры, в его картине «Увольнение на берег».
Завязка сюжета проста, но надёжна: молодой матрос Николай в первый раз уходит в увольнение; его приятель, попавший в наряд и потому вынужденный оставаться на борту крейсера, просит Николая встретиться в условленном месте с девушкой Женей, объясниться, извиниться и назначить новую встречу на следующее воскресение.
Понятно, что между матросом и Женей, которые познакомятся таким вот необычным способом, возникнет лирическое чувство, тем более что их играют такие очаровательные актёры, как Лев Прыгунов и Ариадна Шенгелая.
Проблема заключается в том, как ненатужно показать зарождение и развитие этого чувства. Самое простое решение, после того, как наши герои друг с другом столкнутся, отправить их гулять по Севастополю, чтобы, в ходе неторопливой беседы, проходящей на фоне местных достопримечательностей – от Графской пристани до Херсонеса, они смогли спокойно и обстоятельно поведать, что у каждого из них на сердце.
Разумеется, это было бы весьма скучно, поскольку в таком убалтывании интересно участвовать самому, а наблюдать за ним – сущее наказание; и никакие хитрости в изображении этого убалтывания, как в том имел возможность убедиться Алексей Учитель, не способны разбавить изначально обречённую схему…
Миронер прекрасно это понимает и потому, в тот самый момент, когда фильм готов покатиться по кривой дорожке третьей категории, выдаёт кунштюк, который тут же превращает его в хозяина положения. Сценарист и одновременно режиссёр спрашивает себя: кто такая героиня Шенгелаи? Просто Женя? Нет, у неё есть биография: она работает на почте, где обнаружилась крупная недостача; до понедельника в кассу следует внести три сотни послереформенных рублей.
Дальше всё идёт как по маслу: матрос, узнав об этом, естественно, вписывается за симпатичную девушку, интрига, подстёгиваемая временными ограничениями (вечером ему надо вернуться на корабль), покатилась, набирая ход. Поиск денег у чужих людей – это открытое поле возможностей для вовлечения новых, абсолютно разных, персонажей и создания любых, от комичных до драматичных, ситуаций.
Теперь уже нет нужды сочинять, как между героями возникает сближение, заботясь, чтобы оно не выглядело чересчур поспешным или, напротив, затянутым, сами событиями, в которые они оказываются вовлечены, подтолкнут их друг к другу, превращая прогнозируемый с первого кадра финал в единственно реализуемый.
Что говорит нам Феликс Миронер своей картиной? Мастерство сценариста, в общем, несложно. Оно заключается в том, чтобы придумать такую рамочную ситуацию, где герой способен раскрыть себя – естественным образом, повинуясь движению обстоятельств. Потом же остаётся лишь следить за ним – отбраковывая лишние поступки, тормозящие кинематографическое действие.
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    Когда, знакомясь с историей создания сценария Козинцева и Трауберга «Карл Маркс», наткнулся на одно из замечаний главного заказчика секретаря ЦК…

  • (no subject)

    Пересматривая сейчас, в связи с известными событиями на фронте расовой цензуры, «Унесённых ветров», не можешь не поражаться, сколь трудную, почти…

  • (no subject)

    Фильм «Куба» режиссёра Ричарда Лестера считается, и совершенно справедливо, провальным, однако знакомство с ним может быть полезным, ибо оно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments