Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Generation «П».
Появление этого фильма в репертуарном прокате – явление, безусловно, положительное. Однако причина подобной восторженности заключается не в том, что культовый отечественный романодел наконец-то обрёл кинематографическую ипостась, но в том, что в нашем отнюдь не задавленном избытком крепких профессионалов киносообществе появился новый, безо всякого преувеличения, выдающийся человек, имя которому Виктор Гинзбург.
Чем заслужил этот перебравшийся в США уроженец СССР столь высокую похвалу? Тем, что сумел, на совершенно убогом, куцем, мизерабельном материале сценария, который, впрочем, сам и сочинил, прилежно следуя духу и букве исходного текста, снять фильм, который позволяет не загнуться от скуки в течение бесконечных ста пяти минут…
Потому главное и единственное, синефильски изощрённое, удовольствие от этой коврово разрекламированной картины – наблюдать, как Виктор Гинзбург, мастеровито и изобретательно, выкарабкивается из той серой сюжетной жижи, в какую, совместными усилиями, превратились похождения Вавилена Татарского. И это у него действительно получается, поскольку даже в самые глухие, самые беспросветные мгновения, когда на экране, во всю его двадцатиметровую ширь, постыдную пургу сменяет зевотная мутотень, желание выбежать из зрительного зала не возникает, поскольку веришь, что режиссёр всё же сумеет выкрутиться и из этой безнадёги. И он не обманывает.
Упоминание о «серой сюжетной жиже» отнюдь не случайно. Дело в том, что кино обладает замечательным свойством увеличительного стекла, когда прежде скрытое за ворохом деталей обнаруживает своё существо, обретающее на плёнке слепящую чёткость, и вся умелая драпировка, по-своему талантливая и замысловатая, оказывается бесполезной.
Именно это и произошло с «Generation «П», с которого, сами собой, опали все рюшечки – конспирологической публицистики, вавилонских рекурсий, горячечных видений, термоядерного пародийного креатива – и осталась, голенькое, худенькое, корявенькое, повествование про человека, который проходит путь от продавца в палатке, находящегося в нескольких метрах от социального дна, до самого крутого рекламщика, жизнеописанием которого не брезгует заняться Леонид Парфёнов. Иначе говоря, перед нами стандартная саксесс-стори, этакий «Светлый путь» про 90-е, но без александровского размаха, увлечённости и безоглядности.
Если про исходный роман, защищая его от язвительных упрёков, можно было сказать, что, мол, сюжет там не главное, Пелевина мы любим за раскрытие устройства современного мира и прочие, лишь ему одному удающиеся фишки, то с его экранизацией такое не получится, поскольку фильм – это прежде всего история главного героя, двигающегося из точки «А» в точку «В».
Потому, когда он, вместо заинтересованности и сочувствия, не вызывает ничего, хотя бы отдалённо напоминающего симпатию, вопреки всему натиску Владимира Епифанцева, который изо всех силы пытается обнаружить в своём Татарском что-то уникальное, что-то живое, но даже его харизмы не хватает справиться с этим мёртворождённым персонажем, так вот, когда герой – это всего лишь функция, стягивающая все линии в одну точку, чтобы произведение не распалось, провал неизбежен.
Впрочем, создание ничтожного, полого, заурядного Татарского, который не способен ни на что, кроме как потреблять вещества и дисциплинированно выполнять служебные обязанности, чьё восхождение на вершину – это не плод личного дерзновения, но результат благоприятного стечения обстоятельств, когда сама судьба расчищает дорогу, отстреливая текущих работодателей, можно объявить большой художественной победой: герой таки конгениален эпохе…
Однако стоит ли ворошить такую эпоху – когда достаточно обойтись индивидуальными ностальгическими сеансами? Гинзбург решил, что стоит, и доказал, что имеет право попробовать, продемонстрировав, в числе прочего, умение справляться с «культовыми фигурами московской тусовки», которые не тянут на себя одело в кадре, компенсируя недостаток актёрских навыков задором.
Теперь главное, чтобы он не эмигрировал вторично.
Оценка: А-4.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Последние по времени инициативы американской администрации, когда буквально подряд новый хозяин Белого дома и к сердцу прижмёт, предлагая…

  • (no subject)

    «Сакко и Ванцетти». Итальянский фильм 1971 года, снятый кинематографистами левых убеждений и призванный почтить память погибших от произвола…

  • (no subject)

    «Пилот реактивного самолёта». Вышедший в 1957 году фильм, который спродюсировал Говард Хьюз, любопытен как пример того, что кинокартина – это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments