Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Счастье моё».
Покинувший наше Отечество лет десять назад и перебравшийся на ПМЖ в Германию режиссёр-документалист Сергей Лозница отважился сменить масть, перейдя в игровое кино. Для своего полнометражного дебюта, снятого, по собственному сценарию, как сообщается, на украинские, немецкие и нидерландские деньги – на территории Черниговской области, он выбрал несколько загадочную, учитывая подробности его биографии, тему про то, как «сраная Рашка катится в сраное говно».
Безусловно, мне, как русскому человеку, не слишком приятно происходящее на экране, тем более когда за Россию выдают украинскую глубинку (европеец, на которого, собственно, и ориентирована картина этого, конечно, не заметит, но всё же хотелось бы большей фактурной тщательности), однако препятствовать художнику самовыражаться я не могу.
Мне трудно сказать, почему именно Сергей Лозница, для, повторяюсь, игрового дебюта, который возникает не просто так, но потому что чувствуется исчерпанность всех прежних форм выражения и глубоко гнездящаяся идея, требующего непременного выхода, заставляет отказываться от привычных практик, в сорок пять лет начиная почти с нуля, решил обратиться к рассказу о свинцовых мерзостях российской жизни. Возможно, то были последствия давней травмы, когда, в годы учёбы во ВГИК, его заставляли смотреть москальское кино – от Бауэра до Тарковского, а ему, напротив, хотелось прикоснуться к корням – Миколе Садковичу и Тимофею Левчуку, вследствие чего и возник лютый, никак не рассасывающийся даже в благословенной Неметчине баттхёрт…
Однако, каковы бы ни были потаённые причины, картина снята, не вылезает с фестивалей, собирая призы, добралась даже до России – вопреки звучавшим было опасениям, что наши прокатчики не решатся связываться с недвусмысленно русофобским проектом, - связались, конечно, связались…
Кстати, о призах. Одним из первых форумов, с которого началось победное шествие ленты, был «Кинотавр-2010», где «Счастье моё» стало лучшим фильмом по версии критиков, а Лозница – лучшим режиссёром, уже в основной программе. С критиками всё понятно: эта наглухо вольтанутая эстетически продвинутая публика реагирует на давно известный набор сигналов и, если правильно распределить их по ходу произведения, успех обеспечен, о чём, например, свидетельствуют шорт-листы «Белого слона».
Гораздо более странным оказывается приз за режиссуру, поскольку, если взглянуть непредвзято, то «Счастье моё» - это прежде всего чрезвычайно слабая, откровенно ученическая, в плохом смысле юношеская работа. Проблема картина заключается отнюдь не в малоприятной тематике: в конце концов, чернуху в массовом порядке гонят и люди с российской пропиской, а потому, рано или поздно, к смердящему кинематографу привыкаешь и простым смакованием идиотизма тутошнего существования уже не пронять… (Особенно занятны в этом отношении восторги симпатизантов Лозницы по поводу отчаянно смелого изображения милицейского произвола; такое впечатление, что все многочисленные ментовские сериалы, где, по явленной отмороженности, сотрудники МВД совсем не уступают своим коллегам по ту сторону закона, прошли мимо них).
Подлинная беда Сергея Лозницы как игровика в ином: он просто не умеет сочинять и рассказывать истории, которые бы отличались не то что увлекательностью, но были бы хоть на грош занимательны. «Счастье моё» - это почти полное собрание ошибок начинающего режиссёра, которое может оказаться полезным нынешним и будущим студентам, но для зрителя – мука мученическая, тем более за свои кровные.
Ошибка первая. Формат: короткометражная по своему наполнению история, которой за глаза хватит двадцати экранных минут (водитель-дальнобойщик получает по голове, теряет память, становясь овощем, находит пистолет и разряжает обойму в случайных людей), хохляцким упорством растягивается не на час даже, а на два с хвостиком.
Ошибка вторая. Сцены: современная аудитория схватывает на лету, поэтому подробное развёртывание экранного происшествия (герой выходит из машины; герой идёт к посту ДПС; герой берёт свои документы; герой выходит из поста ДПС; герой идёт назад к машине) да ещё с использованием макропланов не потому, что это сознательная акцентировка, а потому что так вышло у оператора, - это загадочный анахронизм.
Ошибка третья. Эпизоды: помимо использования вставных новелл-воспоминаний, которые никак не связаны с текущим сюжетом, но, видимо, означают для автора нечто важное (особенно это касается казни отступающими красноармейцами потенциального коллаборанта, который ждёт прихода культурной немецкой нации), картина переполнена излишними подробностями, которые, безболезненно исчезая при сколь-нибудь ответственном монтаже, оказываются на поверку порожняком и балластом.
Ошибка четвёртая. Герой: выбор на главную роль симпатичного парня ещё не означает, что работа над образом завершена; для того, чтобы зритель смог, во второй части фильма, воспринять превращение водителя Георгия в беззащитного инвалида как драму, а не как очередной ужастик, которыми щедро наполнено «Счастье моё», необходимо не только придумать ему неанкетную биографию, но и доказать, что именно он есть центральный персонаж – не по одному авторскому произволу, но и по переживаниям аудитории, у которой именно его судьба, а не, например, придорожной проститутки, вызывает искреннее сочувствие.
Словом, если это, по мнению жюри «Кинотавра», который аттестуют как главный национальный кинофестиваль России, есть лучшая режиссура, то мне страшно представить, как, по их мнению, должен выглядеть средний уровень.
Оценка: А-5.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    О том, как не надо защищать Бориса Николаевича. Довелось прослушать небольшой монолог крепко постаревшего Жванецкого в похвалу Первого президента…

  • (no subject)

    Попался на глаза выпуск передачи «Час пик» от 9 июня 1994 с участием Егора Гайдара. С момента выборов в Первую Государственную Думу прошло чуть…

  • (no subject)

    Просвирнин. Вторым поводом посетить ток-шоу с членами Комитета 25 января было желание увидеть живьём Егора Просвирнина, чтобы сопоставить два образа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments