Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
«Цитадель».
Пиарщики компании ЦПШ, год назад запустившие слоган «Великий фильм о великой войне», не ошиблись…
«Утомлённые солнцем», взятые в своей целости, это действительно великий фильм, который полагается таковым не за лишь один размах, но и за упрямо, вопреки тотальному сопротивлению, проводимую идею – звучащую для секулярного сознания абсолютно кощунственно: «В конце концов, Бог на нашей, несчастной, замученной, исстрадавшейся, стороне». Уже один этот факт заставляет склонить перед Михалковым голову, который не побоялся снимать такое консервативное, обскурантское, несовременное кино: он знал, что это будет ему стоить, и он всё же решился.
Слава Богу, что решился, что, вместе со съёмочной группой, отдал УС несколько лет жизни, что не сломался год назад, когда «Предстояние» было встречено почти всеми в штыки. Теперь у нас есть свой кинематографический эпос, свои, сугубо национальные, «Унесённые ветром», своя яркая историческая мета: второе столетие отечественного кино начинается именно сейчас, когда Никита Сергеевич Михалков, быть может, сам того не сознавая, подвёл итог, поставив точку. Глава перевёрнута.
Не могу сказать, что я принял «Цитадель» сразу. Поначалу картине очень сильно мешали затянутости. Это касается и продолжительности сцен, и количества реплик. Действие, которое должно было мчаться экспрессом, потому что предисловия закончились, мы всё знаем и том, что стало с Котовым, и о том, как крутило-вертело Надю, ощутимо проседало. Казалось, что если не провал, то кисленький полууспех «Цитадели» обеспечен.
Но, и тут я готов второй раз склониться перед режиссёром, Михалков знал, что делает, уверенно ведя к эпизоду с атакой цитадели. Подробно показанное единение, вдруг охватывающее обречённых на злую погибель людей, отринувших страх и в эту секунду победивших смерть, эмоционально сносит, заставляя прощать все прежде виденные несовершенства. И последующий взрыв вражеской крепости, абсолютно невероятный с точки зрения здравого смысла, не воспринимается как нелепый или тем более фальшивый: это явленное Чудо, которого, хотя бы раз в жизни, заслуживает каждый из нас.
Но значение кульминации этим не исчерпывается, поскольку становится понятным, зачем режиссёр столь необычным образом скомпоновал свой фильм, предпослав, в качестве долгого и несколько однообразного вступления, «Предстояние»: подробное изображение насланных на Россию больших и малых казней должно готовить в зрителе отчаянный крик: «Неужели Он нас окончательно оставил?!» Нет, не оставил и не оставит.
Разумеется, «Утомлённые солнцем» - это благодатное поле для любителей коллекционировать военно-исторические ляпы, которых хватает во всех трёх частях. Однако Трилогия – это прежде всего художественное произведение, а не зафиксированный на плёнке документальный очерк. Именно поэтому выбранная Никитой Сергеевичем линия защиты с перечислением количества предварительно изученного фактологического материала изначально была неудачной: картину отстаивают не регалии привлечённых консультантов, её отстаивает зритель.
В конце концов, кого сейчас волнует, что участники осады Трои могли иметь собственное, и весьма критическое мнение, по поводу достоверности «Илиады»: там, под стенами твердыни, было всё не так… Кого интересует, как было на самом деле, тот, утренней электричкой, отправляется в Подольск на улицу Кирова, 74. Остальные – идут в кинозал, чтобы услышать то, что хочет им сказать Михалков. Или не услышать: это их право.
Что касается финансовых показателей, то, как мы понимаем, скромный бокс-офис – это только скромный бокс-офис, огорчающий продюсеров, но имеющий опосредованное отношение к качеству фильма и его месту в истории кино, поскольку, как мы опять же помним, «Нетерпимость» Гриффита или, если это кому-то ближе, «Правила игры» Жана Ренуара провалились в своё время с оглушительным треском. Теперь эти картины – во всех антологиях.
P.S. Финальные титры «Цитадели» рябит от траурных рамочек вокруг фамилий – актёры, профессиональные и непрофессиональные, сценаристы, консультанты, каскадёры; невероятно, сколько принимавших участия в её создании, так и не дожили до премьеры. Глядя на эту скорбную череду, сознаёшь, что режиссёр, говоря о том, что восемь лет съёмок не были для вовлечённых просто работой, совершенно не лукавит.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    «Пришла и говорю». Этот музыкальный фильм с участием Аллы Пугачёвой отнесли к числу худших картин 1985 года, несмотря на неплохие прокатные…

  • (no subject)

    «Опасный элемент». Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо…

  • (no subject)

    Фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата», снятый в 1975 на студии «Таллинфильм» Григорием Кромановым – один из тех нечастых примеров, когда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • (no subject)

    «Пришла и говорю». Этот музыкальный фильм с участием Аллы Пугачёвой отнесли к числу худших картин 1985 года, несмотря на неплохие прокатные…

  • (no subject)

    «Опасный элемент». Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо…

  • (no subject)

    Фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата», снятый в 1975 на студии «Таллинфильм» Григорием Кромановым – один из тех нечастых примеров, когда…