Этот, аттестованный как музыкальная комедия, фильм Павла Бардина производит странное впечатление: не являясь ни «музыкальной», по причине отсутствия оригинального песенного материала, ни «комедией», по причине острой юморной недостаточности, он вызывает острое чувство неловкости за режиссёра и одновременно автора сценария.
Причина этого заключена, как оказалось в завышенных ожиданиях, вызванных его прежними работами – дипломным «Героем» и скандальной «Россией-88», в которой Бардин, отдав должное политической конъюнктуре, что для только пробивающего дорогу в отрасли более чем простительно, показал себя крепким профи, не боящимся экспериментов с выразительностью.
После двух этих картин Павел Бардин виделся одним из самых ярких представителей новой кинематографической поросли, которая, рано или поздно, закроет поколенческую брешь, выровняв тормозящий демографический перекос в сторону «героев былых времён».
Увы, авансы были выданы чересчур поспешно, поскольку в своей новой ленте с Павлом Гарьевичем происходит удивительная и малопонятная метаморфоза: вместо дальнейшего и ощутимого роста профессиональной состоятельности мы наблюдаем откровенную деградацию творца, поскольку «Гоп-стоп» - по манере исполнения – это даже не дипломная, но именно что студенческая работа, когда дефицит пережитого компенсируется избытком просмотренного, а желание непременно воткнуть цитату не знает удержу – вопреки мере и вкусу.
Вторичная, поверхностная, чрезвычайно скучная, очень невнятно рассказанная история – вот что такое последний на сегодняшний момент фильм Бардина, представляющий собой набор штампов из картин про современную Россию (депрессивный регион, мэр из блатарей, менты на службе у криминалитета и т.д.), чью банальность пытаются прикрыть сказовой оболочкой (два гопаря, Василий и Тарас, завязав с прежней несознательной жизнью, бросают вызов коррумпированной властной вертикали, попутно выручая Галю с Мелитополя, работницу постельного фронта, из лап постылого; в финале все пляшут).
Попытка эта оказывается настолько неудачной, что окончательно губит весь замысел: провал формалистического изыска лишь подчёркивает всю мертворождённость проекта. Последним гвоздём в гроб становится приглашение Гарри Бардина читать закадровый текст: его издевательская, ёрническая интонация изгоняет остатки зрительской заинтересованности – так рассказывают о похождениях отвратительных гадов, к которым по определению не может быть никакого сочувствия.
Разумеется, всякий из нас имеет право на ошибку, и даже такой не новичок в кино, как Павел Бардин, способен оступиться, однако в его фильме есть очень тревожные симптомы, которые заставляют беспокоиться за будущее молодого режиссёра. Я имею в виду назойливую гражданственную фиксацию Бардина на фигуре нашего Премьер-министра, который с пугающей регулярностью появляется в кадре – то в виде античного бюста, то – портретом в стразиках, то, в исполнении представителя славного цеха «Камеди-клаб», спустится с небес.
Один раз – это выглядит забавно, два раза – чуть менее, на третий раз вызывает недоумение: неплохая шутка выдыхается на глазах. Безусловно, никто не сможет запретить Павлу Бардину высмеивать Национального лидера, тем более что, в доспехах Цезаря, Владимир Владимирович смотрится настоящим Августом, но есть прецеденты, когда у страстных путинских поклонников в отрицательном, естественно, смысле, начинала натурально ехать крыша. Очень жаль, если Бардин однажды превратится в Шендеровича.
Впрочем, до этого далеко, поскольку, вопреки интригам завистников, не допускавших «Гоп-стоп» до встречи с широкими зрительскими массами, картина весьма, учитывая её кондиции, репрезентативно представлена в прокате. Впереди – весомые награды: кино про неизбывное русское рабство, про то, что в этой стране ничего не меняется с Гостомысла, обязано поглянуться продвинутой публике.
В прошлом сезоне Гильдия кинокритиков
Оценка: А-5.