Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Евреи на земле».
Судя по названию, можно предположить, что эта кинокартина представляет собой развёрнутый сионистский эпос, посвящённый судьбе сынов Израилевых, разбросанных по всему миру – от Аргентины до Чукотки. Однако, на самом деле, «Евреи на земле» есть двухчастёвая агитационная фильма, посвящённая созданию переселенческих колоний в степном Крыму, который, по дружелюбности к понаехавшим чуть душевнее, чем Негев, в середине 20-х годов Двадцатого века.
Я, безусловно, не обратил бы на эту ленту никакого внимания, если бы не услышанная апокрифическая история её появления на свет. Группа московской художественной элиты в составе Лили Брик, Владимира Маяковского, Виктора Шкловского, Абрама Роома летом 1927-го отправилась на юг.
По дороге эту группу перехватили представители Всеукраинского фотокиноуправления и предложили принять участие в создании агитпропфильма на соответствующую тематику. Отпускники долго уговаривать себя не заставили и, буквально на коленке, в сверхсжатые сроки, не только сваяли сценарий, но ещё успели его поставить, после чего продолжили путь на курорт.
Байка эта показалась мне прелестной не только потому, что очеловечивала хрестоматийные фигуры титанов прошлого, которые не брезговали разовой халтурой – на просторах нашей необъятной Родины, но и обещала добрую порцию дистиллированного трэша, поскольку склёпанное наспех, по заданию провинциального начальства, предназначенное буквально на потребу дня не могло не обладать всеми квалифицирующими признаками кинографомании.
Увы, как это нередко бывает, действительность жестоко обманула восторженные ожидания. «Евреи на земле» оказались крепко снятой, временами филигранно смонтированной, математически рассчитанной, не лишённой юмора работой. Если бы можно было проводить среди агитационной продукции конкурс, то картина Абрама Роома уверенно взяла бы на нём одно из первых мест.
Разумеется, в кадре хватает примет новой социалистической реальности – строем ходят пионеры, трактористка Розенблюм лихо рулит, глядя прямо в камеру, в шесть плугов взрывают тысячелетнюю целину и т.д. Но ощущение чрезмерности пафоса не возникает: успехи переселенческой политики показаны весьма пристойно – без дворцов с колоннами, вдруг выросшими посреди степи, и обряженных в парадное, лоснящихся колонистов.
Серьёзно выручает фильм то, что он немой: отсутствие дикторской речи, временами сочные титры не провоцируют дополнительного отторжения, как это происходит с картинами 30-х годов, когда барабанные интонации за кадром волей-неволей придают самым невинным сценам отвратительный привкус целенаправленной фальши.
Словом, полный и неотвратимый незачёт Роому и компании: в очередной раз выяснилось, что талантливые люди не умеют честно и безоглядно гнать шлак, срабатывает, к добру или к худу, внутренний ограничитель.
P.S. В фильме, когда показывается рыночная площадь в еврейском местечке, её появление сопровождает ироничный комментарий про то, что так выглядит тамошний «Мюр и Мерилиз», уподобляя тем самым жалкий заштатный маркет крупнейшему московскому универмагу.
Интересно, какое сравнение выбрал бы сегодняшний сценарист, с какой громадой столкнул бы он скромное провинциальное торговое место – с «Мегой», с «Ашаном», с «Крокусом»?
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Происходящее сегодня вызывает у меня сильнейшее дежавю, словно бы я провалился ровно на тридцать лет назад в весну 1990. Тогда «освободительная…

  • (no subject)

    Поразительно, конечно, как за считанные месяцы и даже недели вся изумительно выстроенная пирамида современной жизни скатилась в архаику. Вся…

  • (no subject)

    В последнем фильме Алексея Германа-младшего есть любопытная короткая сценка. Главный герой приходит в одну из больших ленинградских квартир, где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments