Фильм грузинского патриарха, к тому же имеющего репутацию одного из столпов авторского кинематографа, да ещё продолжительностью более двух часов, по определению не мог предвещать ничего хорошего. Однако Отар Иоселиани умеет удивлять: «Шантрапа» - это вполне смотрибельная, годная фильма, временами, вопреки факту её участию в официальном конкурсе Каннского фестиваля, довольно увлекательная.
История Николаса, молодого амбициозного тифлисского режиссёра, снимающего свою первую полнометражную ленту, которая обязана лечь на полку, не пройдя идеологическую цензуру на уровне киностудии «Грузия-фильм», после чего ему одна дорога – в эмиграцию, разумеется, оригинальностью не поражает.
Подобных сюжетов про разной степени жёсткости гнёт Советской власти и Коммунистической партии, душащих прогрессивного художника, хватает в фильмографии любой страны из бывшего Восточного блока. Более того: заезженность темы усугубляется примитивностью образа главного героя, который прост, как скалка, и дерзок, как заточка, бесстрашно капризничая в окружении десятков людей, которые и в Грузии и уже позднее во Франции готовы расшибиться в лепёшку, лишь бы только этот заурядный гений, каких в аудиториях всякой приличной киношколы – десятками, смог самореализоваться.
Слабость Николаса гармонирует с провальностью финала: главный герой, не снискавший успеха на Западе и вернувшийся на родину – в уже суверенную державу, выезжает с близкими на рыбалку, где его утаскивает под воду двухвостая русалка, неожиданным образом обнаружившаяся среди кавказской фауны. Видимо, это глубинная метафора, разбираться в которой охоты нет, поскольку этот заносчивый юнец, вызверивший даже ангелоподобных французских продюсеров, заслужил такое к себе отношение.
Впрочем, имея на руках столь скромные козыри, Иоселиани всё-таки умудряется вывернуться – за счёт ностальгического обаяния, которым продолжает обладать бывшая Грузинская ССР, отрезанная от нас политическими пертурбациями, автобиографического флёра, создаваемого кусками из ранних работ самого режиссёра, которыми он щедро делится с главным героем, и второго плана, чьи персонажи значительнее и глубже инфантильного Николаса.
Но не только этим интересна «Шантрапа». Если крупному художнику удаётся запечатлеть национальный характер во всём его многообразии, то фильм Иоселиани – это ещё и грустный прогноз касательно будущего нынешней Грузии: страна, где мужчины всех возрастов, от подростков до плешивых стариков, готовы ежеминутно вступить в драку, моментально повышая градус и ставки конфликта, – по самому ничтожному поводу, обречена на перманентную бузу, которую мы, собственно, и наблюдаем – третье десятилетие как.
P.S. Одним из спонсоров «Шантрапы», без которого, возможно, проект бы не состоялся, выступил российский «Сбербанк». Я не упомянул бы об этом факте, если бы не ряд высказываний Иоселиани о России и русских, сделанных им после Августовской войны – по горячим следам, высказываний вполне откровенных, не оставляющих сомнений в том, как он к нам относится.
Так вот, зная о таких настроениях грузинского режиссёра, как следовало поступить нашему кредитному учреждению: отказать именитому русофобу на основании того, что у «проклятых оккупантов» не совсем удобно брать деньги, или ухмыльнуться невиданной эластичности позвоночника и открыть финансирование? У меня нет ответа.