Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

В «Оптимистической трагедии» Самсонова есть небольшой фрагмент,
весьма наглядно показывающий, в чём заключается подлинная природа кино, капитально отличающая его от театра.
После боя Комиссар находит Алексея – для задушевной беседы. По ходу разговора хитрая большевистская бестия зондирует парня на предмет его отношений с Вожаком, неформальным лидером матросской массы, находящимся в контрах с набирающими силу коммунистами. Раздухарившийся Алексей, вместо демонстрации верности старшему товарищу, отвечает беспечно, что у него своя дорожка, что не такие уж они и закадычные друзья. Всё это слышит сам Вожак, который находится тут же, спрятавшись за стенкой: камера, двигаясь слева направо, показывает обе части сцены.
Зритель понимает, что над Алексеем сгущаются тучи, он начинает переживать за героя, которому грозит реальная опасность. Сейчас, когда возник столь желанный для всякого кинематографиста саспенс, когда аудитория, почувствовав нерв, прикована к экрану, единственное, что нужно делать, - не упускать этот импульс, раскручивая счастливо заведённую пружину.
Мы должны, трепеща за судьбу Алексея, ожидать его роковой встречи с Вожаком, которая обязана состояться вот-вот, пока не улетучилась наша вовлечённость, пока иные перипетии не отвлекли нас в сторону…
Но, вместо того, чтобы ковать железо пока горячо, постановщик рабски следует лёгшей в основу сценария пьесе Всеволода Вишневского, где, вместо быстрой и жестокой схватки внезапно ставших смертельными врагами бывших товарищей, идёт длинный и бесцельный монолог Алексея, обличающего сохраняющиеся в человеческой природе частнособственнические инстинкты.
Естественно, роскошный момент преступно упущен: псевдотеоретическая трепотня, которой Вишневский перегрузил собственное сочинение, устарела ещё в первый сезон постановки «Оптимистической трагедии», тем более нелепой она оказывается спустя десятилетия – в совершенно иной эпохе.
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    Очередная круглая годовщина Декабристского путча сопровождалась, как и положено в таких случаях, дискуссиями о том, что было бы, коли мятежникам…

  • (no subject)

    О советской цензуре. Читаю вышедшую во второй половине 70-х годов прошлого века в респектабельнейшем издательстве «Наука» книжку, чей тираж, менее…

  • (no subject)

    Послесловие к «Французу». Поскольку без недостатков и недоработок обойтись невозможно, то вот мои претензии к картине Смирнова, которые, конечно, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments