Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Первый после Бога».
Стремление рассказать о подвиге наших подводников в годы Отечественной войны следует только лишь приветствовать, прощая все многочисленные огрехи, этот рассказ сопровождающие. И, видит Бог, я честно пробовал это делать, смиряясь с неудачным кастингом, поверхностной режиссурой, убогим вторым планом…
Я был готов стерпеть всё, но сценарные провалы, ежеминутные, едва ли не ежесекундные, оказались сильнее лояльности к новому патриотическому кинематографу, пытающемуся избавиться от печального наследия «ленинградской школы».
Основная проблема сценария – это не, как можно было подумать, введение в качестве антагониста главного героя лихого каплея Александра Маринина инфернального майора НКВД Шарабидзе: в сегодняшнем кинематографе без людей с васильковым кантом никуда, они, в нынешнюю эпоху, столь же назойливы и вездесущи, как в прежнюю – секретари райкомов.
Беда в другом: авторский произвол превращает этого очевидно неглупого сотрудника важнейшего советского ведомства в одержимое загадочной страстью существо, вынужденного совершать парадоксальные поступки – в духе шекспировского Яго.
Итак, к чему стремится этот немолодой (что странно, учитывая скорость кадровой ротации в этом наркомате) майор? Посадить командира С-113, одной из лучших на флоте ПЛ, Маринина. Отрадно сознавать, что у начальника особого отдела расположенной на территории Финляндии советской военно-морской базы, т.е. находящейся в не самом дружественном окружении, нет иных забот, кроме как свести счёты с конкретным человеком, но это мелочи…
Интересен способ, к которому прибегает всесильный Шарабидзе. Майор, зная о том, что Маринин почти двадцать лет назад потерял родного брата, принимается дразнить подводника, намекая на то, что его брат жив и находится где-то рядом. Маринин, по мысли Шарабидзе, должен смутиться и попытаться отыскать близкого человека. Вот тут-то, в заранее расставленной западне, его и будет ждать майор вместе со своими подручными: подводнику – конец.
Фантазия чекиста, а точнее сценаристов, вызывает уважение: комбинация – многоходовая, путаная и коварная, дичь силки не минует, однако реальные обстоятельства жизни на базе, о которых должен иметь представление начальник особого отдела, ставят под сомнение необходимость правой рукой чесать левое ухо.
Начнём с того, что у красавца-капитана, владеющего французским языком, длительный роман со шведкой Анной, невестой владельца местной гостиницы. Амуры эти не составляют тайны для женской части персонала советской базы, и очень непонятно, отчего отвечающий, в том числе, и за контрразведывательную работу майор сквозь пальцы наблюдает за связью командира боевого корабля с не просто иностранкой, но подданной государства, находящегося в тесных отношениях с Германским Рейхом?
Если майор Шарабидзе не усматривает здесь возможности для шпионажа (хотя, составленный по времени визита в любовное гнёздышко, график боевой службы подлодки – вещь тоже нелишняя) – это его право, но мимо следующего происшествия он точно не мог пройти. Однажды в бригаду подводных лодок поступил приказ: экипажу С-113 срочно выйти в море – на перехват стратегического немецкого конвоя.
Вестовые бросаются за Марининым и, о чудо, не находят его, точнее находят (он, как раз забрался к своей шведке через окно), но пребывающий не в настроении капитан-лейтенант отказался являться по вызову начальства, сказавшись отсутствующим. Короче, за конвоем отправилась другая лодка, которая назад в базу не вернулась. Маринин, конечно, переживал, его на время даже отстранили от походов, притормозив представление на Героя, но никаких иных последствий это не имело.
Что ж, приятно, что советская военная юстиция и лично майор Шарабидзе, озабоченный собственной интригой, с пониманием отнеслись к явному воинскому преступлению: и действительно, самовольное оставление расположения части во время боевых действий её командиром – это отнюдь не повод для ареста, трибунала, штрафбата. Зачем такому замечательному парню ломать карьеру?..
Нелепости с линией Шарабидзе – это, безусловно, самые яркие огрехи сценария, однако заморочки с исходным драматургическим материалом ими не исчерпываются, этого добра хватает и на второстепенные коллизии, перечислять которые, полагаю, не стоит: в конце концов, надо пожалеть создателей, по крайней мере, они хотели как лучше.
Оценка: В-4.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    «Форт Саган», который, как пишут в аннотациях, стал самым дорогим французским фильмом своего времени, вышел, по общему мнению, не слишком удачным.…

  • (no subject)

    «Пришла и говорю». Этот музыкальный фильм с участием Аллы Пугачёвой отнесли к числу худших картин 1985 года, несмотря на неплохие прокатные…

  • (no subject)

    «Опасный элемент». Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments