Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Анна Каренина».
С восприятием этого фильма Сергея Соловьёва могут возникнуть серьёзные проблемы. Поскольку, как я понимаю, официального проката картины не проводится, она доступна лишь в DVD формате – совершенно отвратительного качества, когда операторская работа уничтожена на корню и, по тотальной засветке, по аляповатым краскам, по перекошенной цветовой температуре, кажется, что снимали буквально на мобильник.
Вдобавок к зарезанной картинке идут неблестящий сценарий с тяжеловесными репликами и несбалансированными сюжетными линиями; неровная режиссура с банальными мизансценами и костылями из закадрового текста и интертитров, разъясняющих то, что следовало выразить зрительно; удивительно неловкий кастинг, когда, кроме Александра Абдулова (Стива Облонский), нет ни одного более или менее удачного персонажа, а Гармаш, взявшийся изображать Левина, но так и не выбравшийся из ментовских кирзачей, откровенно карикатурен…
Словом, фильм можно поливать ещё очень долго, справедливо находя всё новые и новые недостатки, когда кажется, что ясна причина, по которой режиссёр не торопится представлять «Анну Каренину» широкой публике, поскольку вал уничижительных отзывов не уступит реакции на «Утомлённых солнцем».
Но лучше этого не делать, а просто запастись терпением и дождаться, когда на экране появится Олег Иванович Янковский и начнётся то, ради чего Сергею Соловьёву следует простить все огрехи и помарки, поскольку ему удалось добиться главного, того, ради чего и совершается всякая экранизация классического произведения, – новой, по-настоящему оригинальной его трактовки.
Именно это получилось у Соловьёва, именно это уже вписывает его «Анну Каренину» в историю нашей культуры, включая в развернувшийся на протяжении полутора столетий диалог, начатый Львом Толстым, настолько захваченным «мыслью семейною», что это вылилось в целый роман.
Соловьёв, проваливаясь тут и там, почти съезжая в бульварную историю про то, как дама с некоторым надрывом увлеклась хорошо сложенным офицером в белой фуражке, угадал в главном: приглашая Янковского на роль Каренина, он полностью переворачивает традиционное восприятие этой драмы, которая, с лёгкой руки борцов за женское равноправие, есть повесть о том, как из узилища Синей бороды вырвалась на свободу прекрасная Анна, которая предпочла чувство долгу.
У Соловьёва всё иначе. Личностная мощь великого актёра Янковского превращает его Каренина в главного героя фильма, чья трагедия – трагедия сильного, умного, мудрого человека, искренне любящего свою жену, готового ей простить публичные скандалы и неверность и примириться со смертельным своим врагом, и становится стержнем картины.
В пику привычному подходу к образу Алексея Александровича, чьё жизненное крушение трактовалась как справедливая кара ограниченному петербургскому сановнику, здесь именно Каренин есть средоточие зрительской симпатии и сочувствия.
Какова основная идея, де-факто вытекающая из картины, вопреки, быть может, авторской воле? Женщина – это земное воплощение Дьявола, с которым невозможно никакое сосуществование, тем более попытка обращаться как с равным себе, как с человеком. Двое достойных мужчин, которые швырнули к ногам Анны свои судьбы, карьеры, репутации, оказались не просто несчастными, но – раздавленными и уничтоженными.
Единственным, кто сумел более или менее устроиться в жизни, избежав всех этих мучительных перипетий, оказался не слишком симпатичный, но оборотистый Стива Облонский, который точно знал, как следует обращаться с женщинами, не разрушая семейный очаг, но и разнообразя досуг: главное – не подпускать их близко к сердцу; жена – отдельно, интрижки – отдельно.
Это, безусловно, весьма печальный вывод, тем более кощунственный на фоне распиленной паровозом Анны, которая бросилась под колёса во утверждение священного женского права мотать нервы ближнему своему, но никаких иных обстоятельств, каким бы то ни было образом корректирующих эту нелицеприятную картину, в фильме нет.
Tags: Кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Последние по времени инициативы американской администрации, когда буквально подряд новый хозяин Белого дома и к сердцу прижмёт, предлагая…

  • (no subject)

    «Пришла и говорю». Этот музыкальный фильм с участием Аллы Пугачёвой отнесли к числу худших картин 1985 года, несмотря на неплохие прокатные…

  • (no subject)

    «Опасный элемент». Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments