Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Громозека».
Чтобы не возникало никаких недоразумений, скажу сразу: Владимир Котт снял замечательный фильм – жёсткий, колючий, негламурный, трогательный и человечный. Появление такой картины – большая удача для нашего кинематографа, которого по привычке продолжают хоронить, а он, в частности, благодаря одному из Коттов, умирать не собирается.
Однако без стариковского брюзжания не обойтись, потому придётся высказать пару необидных замечаний.
Во-первых, по поводу прокатной версии картины. Это звучит несколько необычно, поскольку, по преимуществу, требуют уменьшить метраж, но в 104-минутном варианте, который представлен в кинотеатрах, не хватило, на мой вкус, минимум двух некоротких эпизодов.
Эпизод первый должен был рассказывать о создании коллектива «Громозека», где нам, с одной стороны, расшифровывали название этого трио, составленное из первых букв фамилий его участников, с другой стороны, показывали, как эта команда рвала на британский флаг школьные дискотеки, превратившись в кумиров своего района.
Эпизод второй переносил бы нас на двадцать лет вперёд, когда, постаревшие и поседевшие «громозеки», в концертных костюмах, жгут, как молодые, на встречах выпускников, воскрешая свою отвязную юность.
Требование устранить вышеозначенные сюжетные лакуны – это отнюдь не моя ворчливая прихоть. Дело в том, что, если судить по тому, как начало фильма выглядит в экранной сборке (три крепко поддавших мужика колбасятся перед объективом видеокамеры, а потом в бане трут за жизнь), проваливается и название картины, которое оказывается ни к чему ни привязанным (те, кто прежде прочитал рецензии, разумеется, в курсе; но, снимая кино, на это нельзя рассчитывать), и первая половина будущего контрастного сопоставления.
Вот – бывшие локальные муззвёзды, которые по-прежнему востребованы, а потому успешны, довольны и счастливы, а вот их – настоящая жизнь, ежедневный негромкий ад сорокалетних мужчин, индивидуальный, но оттого не менее мучительный. Настоящая жизнь есть – она возникает сразу же после начального титра, а того, что ей должно предшествовать, моментально вовлекая зрителя в происходящее, к сожалению, нет.
Замечание второе. В «Громозеке» Владимир Котт решил опробовать сценарную схему с тремя самостоятельными главными героями, действующими сепаратно и, помимо бани, непосредственно не пересекающимися. Эта схема, обладающая определённой привлекательностью за счёт естественной объёмности и широкого панорамирования повествовательного пространства, в рамках полнометражного игрового фильма, в конечном итоге, порочна. Главный её недостаток – возникающая на экране сутолока из сюжетных линий, противостояний персонажей, кульминаций и финалов.
Если говорить конкретно о «Громозеке», то здесь мы сталкиваемся, во-первых, с затянутой экспозицией, которая разрастается не только метражно (всех троих главных героев необходимо худо-бедно представить), но и событийно.
Во-вторых, запутанность трёхголового введения в контекст смазывает выявление основного конфликта, который, если судить по начальным сценам, и для милиционера Громова, и для таксиста Мозерова, и для хирурга Каминского носит производственный характер, и только потом, ближе ко второй половине, выясняется, что у всех у них проблемы в семье, разрешению которых, удачному или не очень, и посвящён фильм.
В-третьих, когда развязка ощутимо приближается, зритель, вместо концентрирования, оказывается серьёзно дезориентирован: кто из этих трёх главных – самый главный, за кем следить – за Громовым, прощающим много лет изменявшую ему жену, за Мозеровым, примиряющимся с дочерью-порноактрисой, за Каминским, умирающим в хосписе в полном одиночестве… Ответ «за всеми» не годится, поскольку финал есть точка предельного сосредоточения, в которой умещается вся – такая многообразная и полисемантичная – картина.
Обещанная пара замечаний получилась неожиданно обширной и ершистой. Впрочем, это не должно никого смущать, поскольку, готов повторить, кино у Владимира Котта получилось в главном, всё остальное – вторично.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Последние по времени инициативы американской администрации, когда буквально подряд новый хозяин Белого дома и к сердцу прижмёт, предлагая…

  • (no subject)

    «Сакко и Ванцетти». Итальянский фильм 1971 года, снятый кинематографистами левых убеждений и призванный почтить память погибших от произвола…

  • (no subject)

    «Пилот реактивного самолёта». Вышедший в 1957 году фильм, который спродюсировал Говард Хьюз, любопытен как пример того, что кинокартина – это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments