Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
Фильм Григория Александрова «Скворец и лира»,
не слишком известный в широких зрительских кругах, поскольку в своё время был положен на полку, но не за фрондёрствующий душок, смутивший бдительных цензоров, а за низкое художественное качество, и стал доступен относительно недавно, заставил задуматься над, на первый взгляд, нелепым вопросом: «Имеет ли право режиссёр позволить себе человеческие чувства или же он не принадлежит себе, но только своему делу, жертвуя ради него всем и каждым?»
Что я имею в виду? Одной из основных причин, по которой «Скворец и лира» не вышли на экран, стало приглашение на главную роль супруги Григория Александрова – Любови Орловой, которой предстояло изображать сначала юную девушку, а потом молодую женщину.
Для столь опытной актрисы, как Орлова, это не составило бы труда, единственной проблемой был возраст: нет, семидесятилетняя Любовь Петровна не разваливалась в кадре, но была элегантна, кокетлива, ловко танцевала и проникновенно пела.
Но даже съевшие собаку гримёры «Мосфильма» были бессильны обмануть время: возникавшие по ходу действия крупные планы постаревшей звезды были поистине чудовищны, самым безжалостным образом разрушая с такой мукой складывающуюся иллюзию кинематографической достоверности.
Понимал ли это Григорий Александров? Видел ли он это? Не мог не понимать, не мог не видеть. Однако, вопреки здравому смыслу, вопреки инстинкту художника, он продолжал упрямо снимать Орлову, заранее если не губя фильм окончательно, то, по крайней мере, обрекая его на недоумение и насмешки. Почему же он это делал, ставя на кон остатки своей репутации?
Единственная осмысленная причина, по которой режиссёр шёл на такие жертвы, заключалась в том, что картина «Скворец и лира», работа над которой проходила после довольно длительного простоя, должна была стать последним фильмом для Любови Орловой, где она, во-первых, исполняла главную роль, а, во-вторых, это была не роль старухи, в лучшем случае, матери.
Снимаясь у Александрова, Любовь Петровна возвращалась в своё звёздное прошлое, где она была самой любимой, самой желанной, самой известной актрисой Советского Союза, где казалось, что эта слава, этот восторг, это обожание будут вечными, где никто ещё не знал, что закат окажется стремительным и безоговорочным.
Мог ли Григорий Васильевич отказать в этом своей жене? Нет, не мог. Правильно ли поступил он? Я не знаю, может, и не правильно. Но только, спустя несколько месяцев, после того, как картина была завершена, Любовь Петровна скончалась.
Александров пережил её на восемь лет. «Скворец и лира» так и не вышли в прокат, превратившись в комическую присказку, популярную в киношной среде.
Теперь этот фильм можно увидеть, увидеть и ужаснуться, не подозревая, что это – памятник великой любви, трогательный, наивный и по-стариковски беззащитный.
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    Перефразируя великих. Когда я слышу слово "толерантность", рука сама тянется к нагайке.

  • (no subject)

    Экстенсивное развитие средств коммуникации, приводящее к возникновению такого феномена, как «социальные сети», просто обязано внести изменения в…

  • (no subject)

    Как должен называться роман о жизни профессионального бармена? «Мастер и «Маргарита».

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments