Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
«Железная пята олигархии».
Эта дебютная картина Александра Баширова, снятая им по своему сценарию, любопытна прежде всего тем, что на её примере можно уяснить, в чём заключается, быть может, главная засада нашего перпендикулярного кино, жанра пусть и ориентированного на узкую прослойку, но имеющего полное право на собственных гениев и собственные шедевры.
Засада эта заключается в том весьма печальном обстоятельстве, что, поскольку кинематограф, как пожалуй, никакое из искусств, зависит от состояния материально-технической базы, то всякое высказывание с помощью экрана должно определяться состоянием этой самой МТБ.
Иначе говоря, по одёжке следует протягивать ножки, а, применительно к независимому кино, это означает, что метраж картины строго лимитируется бюджетом, т.е. если у вас есть деньги на съёмку пятнадцатиминутки с халявными локациями, то надо снимать эту самую пятнадцатиминутку, не пытаясь нарастить продолжительность картины за счёт растягиваний и итераций.
И «Железная пята олигархии» довольно наглядно иллюстрирует этот простенький тезис, поскольку, начинаясь как весьма перспективная лента о попавшем в Петербург 90-х годов прошлого века рабочем вожаке – прямиком из немых советских фильмов историко-революционной направленности, со всей этой вкусной постмодернистской игрой в цитаты, помноженной на политическую актуальность эпохи Третьей буржуазной революции, ЖПО до обидного скоро выдыхается, скандально опускаясь до самоповторов.
Бодрый зачин истории о современном Максиме, лишённый тщательной сценарной разработки, оборачивается чередой клишированных эпизодов, вызывающих возрастающее недоумение: главный герой Николай Петрович знакомится с разными женщинами, проявляющими к нему плотский интерес; Николай Петрович игнорирует этот интерес, предпочитая вести антикапиталистическую агитацию; женщины разочарованы.
Когда этот приём используется один-другой раз, это смотрится смешно, даже если это и снято длинновато. На третий – уже скучно. На четвёртый – закрадываются нехорошие подозрения, что фантазия сценариста истощилась и лавочку пора закрывать, пока не стало ещё хуже. Ситуацию усугубляет включение в картину музыкальных номеров, уместных в рамках насыщенного перипетиями фильма, но, на катастрофическом событийном безрыбье, воспринимающихся как возгонка до взрослого метража…
Лавочка всё не закрывается и не закрывается, пока наконец агенты олигархии не получают приказ ликвидировать Николая Петровича. Сцена гибели, в которой узнаётся и «Земля» Довженко, и «Коммунист» Райзмана, придаёт картине утраченный динамизм и примиряет с автором, не рассеивая, однако, сожаления: эту бы историю уложить в 20-25 минут, где плотность визуального ряда превращается в пронзительность повествования, придавая комичному Николая Петровичу трагизм и величавость, цены бы ЖПО не было.
Увы, безжалостной руки, отсекающей всё лишнее, у Александра Баширова не нашлось.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Увольнение с должности командующего ВМС Украины вице-адмирала Гайдука, принесённого в жертву недовольным состоянием дел на флоте волонтёров, есть, в…

  • (no subject)

    Смотрю на фотографию проходящего через Суэцкий канал британского линкора «Howe», направляющегося в Тринкомали, Цейлон, куда он прибудет 8-го…

  • (no subject)

    Что двигало командиром «Варяга» Всеволодом Рудневым, когда 27 января 1904 года он принял решение прорываться из осаждённого японцами порта Чемульпо?…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment